Маргарита Васильева из Анапы готовит стобалльников и медалистов
В коллективе учителей-предметников школы № 4 имени Героя России Вячеслава Евскина она выделяется по многим параметрам. Только за последние пять лет Маргарита Васильева, преподаватель русского языка и литературы, подготовила свыше двух десятков победителей и призёров школьных олимпиад. Четверо её учащихся получили 100 баллов на ЕГЭ. В 2021-м – рекордные для одного учителя 11 золотых медалей выпускников. Плюс еще один «стобалльник». Но куда важней та искренняя любовь к предметам и школьной программе, которую ей удаётся привить своим ученикам. Маргарита Николаевна близкий нам, журналистам, по духу человек. Её муж, опытный военный корреспондент, несколько лет работал в редакции газеты «Анапское Черноморье». Оба они коренные анапчане, в 1985 году Маргарита окончила первую школу, сходу поступила в Воронежский пединститут. И с 1989-го, вот уже 32 года, презентует детям удивительные уроки доброты, гуманизма, справедливости, патриотизма… Всего того, чему учат родной язык и великая русская литература. Наша справка: Родилась 30 января 1968 года. В должности преподавателя русского языка и литературы СОШ № 4 Анапы – с сентября 1994 года по н.в. Ранее работала в школе г. Урюпинск Волгоградской области, по месту военной службы мужа. Имеет высшую педагогическую категорию, в 2020 году награждена Почетной грамотой Министерства образования и науки РФ. Неоднократно поощрялась краевыми и муниципальными грамотами и благодарностями за подготовку медалистов, призеров городских и региональных олимпиад, участие в аттестационных комиссиях, педагогических конкурсах. Дочь Диана – студентка 1-го курса медицинского университета. Мы встретились с Маргаритой Васильевой в коротком перерыве между уроками в ее родном кабинете. На полках стеллажа – портреты Есенина, Лермонтова и книги, книги… Тома классиков русской и мировой литературы. Корешки порядком потрепанные, что для писателей, как известно, лучший комплимент. «Какой девиз вдохновляет вас в ежедневном учительском подвижничестве?» «Многие годы живу и руководствуюсь афоризмом «Душа обязана трудиться и день и ночь, и день и ночь!» Это мое кредо, оно помогает выдерживать высокую учительскую нагрузку и превращать неизбежную школьную рутину в увлекательное действие». Вот-вот раздастся звонок, спешу поинтересоваться собственными литературными пристрастиями учителя Васильевой. Уверенно перечисляет: Чехов, Бунин, Никитин, Кольцов… Конечно, Булгаков с его знаменитой героиней-тезкой. Однако ее принцип – погружение в литературную среду, мир писателя. Поэтому Маргарита Николаевна не только много читает, но старается побывать с исследовательскими экскурсиями в домах-музеях знаменитых писателей, прикоснуться к жизни и быту творцов. И вообще легка на подъем, когда появляется возможность проехать по историческим местам России. А вот что говорят об ее учительском методе коллеги: «Маргарита Николаевна постоянно совершенствует свои педагогические приемы, внедряет инновации в образовательный процесс. Основой ее методики преподавания является индивидуальный подход к каждому ученику». Многие годы педагог Васильева разрабатывает на практике тему «погружения» в литературное произведение и время, в которое оно создавалось. Вместо занудной зубрежки, к примеру, гражданской лирики Некрасова она организует полное творческих открытий представление. Своего рода театр. «Мы много веселимся на уроках литературы, иногда смеемся, порой грустим. Эмоциональная сопричастность – лучший «рычаг» понимания литературного произведения. В старших классах использую занятия в формате творческих лабораторий, что свойственно больше вузам. Это помогает научить учеников думать, проводить исследования, делать собственные выводы. А в средних классах просто играем на уроках или во время литературных вечеров и утренников». Обстановку сцены удачно дополняют и технические средства: компьютер, проектор, музыкальный центр. Маргарите Николаевне удается порой «заразить» этой игрой даже родителей учеников. Как классный руководитель, она и без того поддерживает с ними тесную связь. Но если сделать их единомышленниками, соучастниками учебного процесса, тогда сразу повышается успеваемость детей. В числе других новаторских приемов – решение тестовых задач повышенной сложности и усиление воспринимаемости материала за счет одновременного обучения и литературной речи, и грамматике языка. Синтез двух дисциплин, когда литература – через язык, а язык – через литературу, это вообще фирменный прием Васильевой. Педагогическая лаборатория и творческая мастерская слависта полна разнообразных «фишек». Ее авторские разработки прошли проверку временем на профессиональную состоятельность, признаны не просто новаторскими, но успешными различными методическими объединениями и учительскими конференциями. Всего же за время работы педагога Васильевой на суд ее коллег были представлены более 120 открытых уроков, классных часов, внутришкольных мероприятий. И все же накануне Дня учителя нас, родителей, больше волнуют не секреты мастерства, а простой естественный вопрос: любят ли учителя его школяры? По своему неблизкому уже детству свидетельствую: у нас было 50х50. И это в школе-гимназии, где проводили тщательную селекцию преподавателей. В случае с педагогом Маргаритой Васильевой – все однозначно, достаточно взглянуть на фотографию, запечатлевшую момент выпуска 2021 года. Гордые и счастливые юноши и девушки, преодолевая известное в их возрасте смущение, выразили свое искреннее отношение к любимому учителю языком плаката. Это лучшее признание ее успеха! Но любовь позитивна, когда взаимна. Столько лет выходить к детям, «стучаться» в их души со сложнейшими нравственными, мировоззренческими вопросами. И профессионально при этом не «выгореть»! Такое возможно только при значительном ответном чувстве любви и заботы. Напоследок один красноречивый пример из жизни Учителя. Пару лет назад ее родной 9 «В» разделили на два класса: «В» – химики-биологи и «Д» – историки–литераторы. Маргарита Николаевна оказалась перед тяжким выбором: с кем остаться, а с кем расстаться? Выручило чувство привязанности, заботы, ответственности за «своих детей». Да, трудно, нагрузка зашкаливает, в оба класса добавились новые незнакомые ей старшеклассники. И все же, крепко подумав, она взвалила на себя классное руководство сразу над двумя ученическими коллективами. А это 56 человек! «Сложно было, конечно, но мы достойно вместе прошли через эти два учебных года. Практически неразлучно, считая «В» и «Д» единой командой. Мы все гордимся сегодня высокими результатами выпускных испытаний. Но еще больше – нашей сплоченностью и дружбой».