Еще не бакалавриат, но уже профессионалитет
Еще не бакалавриат, но уже профессионалитет
Еще десять лет назад многие специалисты уверяли нас, что российская система средне-профессионального образования медленно умирает и буквально через пару десятков лет безвозвратно «уйдет в небытие». Нам твердили, что время техникумов и колледжей прошло, поскольку выпускники школ окончательно потеряли к ним интерес. Но уже сегодня мы наблюдаем совершенно другую картину.
Согласно статистическим данным, в 2020 году, впервые, начиная с 1991 года, количество молодых людей, поступивших в ССУЗы, превысило число поступивших в ВУЗы. А специалисты уверяют, что в ближайшие годы количество желающих окончить учреждения СПО будет только расти. И это не может не радовать.
Казалось бы, все хорошо. Система СПО уверенно возрождается сама по себе и можно оставить все, как есть. Но в Министерстве просвещения решили, что если система один раз дала сбой, то он вполне может повторится. А значит, все-таки нужно что-то менять.
Возрождение СПО – без революции не обойтись
Министр просвещения Сергей Кравцов недавно анонсировал старт экспериментального проекта «Профессионалитет», который должен стать революционным прорывом в развитии системы СПО. Ожидается, что новая программа, на которую будет выделено около 30 млрд рублей, стартует 1 сентября 2022 года и охватит около 150 тысяч студентов колледжей.
«Профессионалитет» - новый уровень средне-профессионального образования, который включает в себя как новое содержание программ обучения, так и кардинальное обновление механизмов управления и инфраструктуры колледжей.
В рамках проекта «Профессионалитет» будут реализованы сразу три ключевые инициативы:
во-первых, комплексная реструктуризация системы СПО. В том числе, планируется создание на базе колледжей центров молодежных стартапов и коворкинг-пространств; во-вторых, введение такого уровня образования, как «профессионалитет», который предусматривает 2-летнее обучение для рабочих профессий и 3-летнее обучение для специальностей, требующих более углубленных знаний; в-третьих, чтобы новая модель подготовки рабочих кадров отвечала реальным запросам экономики и рынка труда, планируется привлечь отраслевых партнеров.
Другими словами, основная задача нового экспериментального проекта от Министерства просвещения заключается в том, чтобы молодые люди, приобретающие рабочую профессию, в ходе обучения получили преимущественно практические навыки. То есть, чтобы они умели не только рассуждать, но и что-то делать руками.
Во время презентации нового экспериментального проекта, Сергей Кравцов отметил, что к разработке программ обучения будут привлечены не только профильные специалисты, но и потенциальные работодатели, которые больше всех заинтересованы в формировании у студентов практических навыков. При этом он пообещал, что будет усилен не только курс профессионального обучения, но и общеобразовательная программа.
Образовательная революция, хорошо или плохо?
Естественно, чтобы сократить сроки обучения в ССУЗах с 4 до 2 лет придется чем-то пожертвовать. И хотя Сергей Кравцов заявил, что сроки обучения будут сокращены за счет интенсификации и практико-ориентированного подхода, сокращение коснется, скорее всего, общенаучных дисциплин. И это вызывает определенные опасения. Ведь отсутствие в программе обучения предметов, в рамках которых вчерашние школьники изучают фундаментальные науки и общечеловеческие ценности, наверняка приведет к тому, что совсем скоро из стен ССУЗов выйдет целая плеяда рабочих с достаточно низким культурным и общенаучным уровнем развития.
А если принять во внимание, что многие выпускники ССУЗов рано или поздно становятся абитуриентами ВУЗов, то невольно задаешься вопросом: а как они смогут поступить в высшее учебное заведение без элементарных знаний, которые можно получить благодаря общенаучным дисциплинам? Или для выпускников ССУЗов будут сделаны исключения? Но тогда становится страшно уже за уровень знаний и развития специалистов высшей квалификации.
Но хочется верить в лучшее и надеяться, что новый проект Министерства просвещения выполнит еще одну свою главную задачу: повысит востребованность и доступность рабочих профессий и позволит молодым рабочим состояться на профессиональном поприще.
Причины возрождения престижа рабочих профессий: мнения специалистов
Причины возрождения престижа рабочих профессий, по мнению большинства специалистов, лежат на поверхности:
во-первых, количество бюджетных мест в ВУЗах ограничено, и не все семьи могут себе позволить такую роскошь, как получение высшего образования на платной основе. Поэтому колледж, который предлагает если не бесплатное, то вполне доступное по цене обучение, является единственной возможностью получить максимально близкую к выбранной профессии специальность. во-вторых, в отличие от ВУЗов, колледжи позволяют молодым людям максимально быстро и просто добиться самостоятельности, как финансовой, так и личной. Студенту ВУЗа, чтобы стать самостоятельным, нужно как минимум 5 лет потратить на обучение, а затем еще несколько лет на получение практического опыта, и как следствие, приличной зарплаты. Студент колледжа может получить финансовую, а вместе с ней и личную независимость уже через 3-4 года обучения. При этом, выпускнику колледжа намного легче найти не только работу, но и подработку. в-третьих, обучение в колледже позволяет избежать ЕГЭ, которого многие школьники элементарно боятся (вернее, не уверены в своих силах и боятся его не сдать). Чтобы избежать ЕГЭ достаточно просто поступить в колледж после 9-го класса. Ну а дальше, выпускник колледжа может поступить в ВУЗ по результатам внутренних вступительных экзаменов и получить высшее образование по сокращенной программе.
Однако существуют и другие причины. Например, высшее образование постепенно перестает быть самоцелью. Молодежь, наконец-то начинает понимать, что лучше быть рабочим, который получает высокую зарплату и имеет перспективы на повышение квалификации, чем юристом иди экономистом с высшим образованием, прозябающем на низкооплачиваемой работе в каком-нибудь филиале банка или крупной компании.
Кроме того, само общество снова начинает ценить не «корочки» и умные рассуждения «специалистов», а работу настоящих профессионалов. Ведь когда у вас в доме начинает течь кран, нужно чтобы на помощь пришел не теоретик, которые расскажет вам, как нужно чинить сантехнику, а профессионал-практик, который без лишних разговоров быстро устранит поломку.