В мечеть ходи, но гражданином будь!

Это книга о том, как мусульманские ценности соотносятся с гражданской позицией. На обложке учебника - хадис: «Спросил Пророк: «Не сообщить ли вам о верующем? (Это тот,) кому люди доверяют своё имущество и души. Мусульманин – (это тот,) кто не причиняет людям вреда ни языком своим, ни руками» и выдержка из Стратегии национальной безопасности РФ о защите традиционных российских духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти. В ней говорится об укрепление гражданского единства, общероссийской гражданской идентичности, межнационального и межконфессионального согласия, сохранение самобытности многонационального народа Российской Федерации.

В мечеть ходи, но гражданином будь!
© Свободная пресса

Пособие предназначено для подготовки будущих богословов.

Профессор Болгарской исламской академии Вячеслав (Али) Полосин, один из соавторов учебника, объяснил, что эти две цитаты указывает направление, в котором будущие имамы станут «влиять на массовое сознание мусульман, избавлять их от стереотипов и вести к нормам подлинного ислама, давая при этом качественное религиозное мышление». По словам профессора, такие учебники существуют во многих странах, граждане которых исповедуют ислам.

Учебное пособие зиждется на «трёх китах»: российские мусульмане осознают себя гражданами России, отказываются от политического ислама или исламизма в пользу любви к Родине и к другим народам и религиям относятся не просто как соседям, а как к гражданам одной страны на основах добрососедства. Эти принципы основаны на богословских традициях российского ислама.

Заместитель начальника департамента по внутренней политике Управления президента России Алмаз Файзуллин уверен, что такой подход показывает определенную зрелость системы исламского образования России и является еще одним свидетельством возрождения исламской отечественной богословской традиционной школы.

Первые мусульманские учебные заведения в современной России появились еще в 90-е, но тогда они были вне правового поля. Но сейчас они имеют аккредитацию, работают по утвержденным программам и готовят богословов, способных отвечать на любые вопросы прихожан. От «должен ли мусульманин служить в армии» (спойлер: должен) до того, как мусульманам взаимодействовать с органами государственной власти.

При этом очень важно, что учебник отражает специфику исламских традиций, сложившихся в России. Именно поэтому ректор Российского исламского института (РИИ), председатель Совета по исламскому образованию Рафик Мухаметшин считает уместным и важным закон о переаттестации исламских богословов, получивших высшее духовное образование за рубежом. По его словам, «никто не ставит под сомнение профессиональный уровень подготовки тех, кто учился за рубежом». Как правило, выпускники зарубежных богословских университетов очень хорошо знают исламские богословские традиции, но возникает вопрос: насколько хорошо они знакомы с традициями российских мусульман, насколько владеют богословским наследием российских мусульман? Какова их гражданская позиция?

Ректор Мухаметшин рассказал, что в РИИ все преподаватели, обучавшиеся за границей, изучают основы мусульманского богословия у мусульман России, «чтобы они их знали и использовали потом в учебном процессе».

Проблема социализации мусульман, их активного участия в светской жизни представляется одной из самых важных во взаимодействии государства и религиозных структур, - считает советник по международным вопросам Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Магомедбашир Албогачиев:

- Мусульмане могут и должны принимать активное участие в общественной, светской жизни. Будет неправильным, если жизнь верующих ограничится рамками: дом-мечеть-работа. Если в 90-е, государство существовало само по себе, религия – сама по себе, то сейчас уже налажен конструктивный диалог. Государство в полной мере учитывает потребности верующих, в том числе мусульман. И люди, получающие религиозное образование, должны это понимать, а потом доносить до остальных верующих. Объяснять, как можно конструктивно выстраивать отношения с государством, разъяснять, что мусульмане – граждане Российской Федерации и как граждане имеют определённые обязанности, которые должны исполнять.

«СП»: - Религиозное образование - это, конечно, неплохо. Но речь в основном идёт о медресе и богословских университетах. А как обстоит дело со средними школами? С «мусульманскими» классами, например?

- Я, честно говоря, не слышал, чтобы в обычной средней школе открыли класс для мусульман. Мы против такого разделения детей, это никому не пойдёт на пользу - ни самим мусульманам, ни всем остальным. Для изучения основ ислама достаточно уроков «Основ исламской культуры», которые можно посещать по выбору. Кроме того, есть специальные средние учебные заведения – медресе.

«СП»: - А как решается проблема ношения хиджабов в образовательных учебных заведениях? Были же скандалы: то в ряде школ, то в МГИМО.

- Скандалы возникают только тогда, когда одна или обе стороны хотят привлечь к себе внимание, громко о себе заявить. Показать свою значимость. Да, ислам предписывает женщинам носить скромную одежду и покрывать волосы. Но делать это можно по-разному, учитывая то, как одеваются окружающие. Ведь делается это для того, чтобы они не привлекали внимания посторонних. А если закрыться во все черное, да так, чтобы только глаза были видны –это, наоборот, заметят все, еще и негативная реакция будет!

Одеваться скромно – не значит пугать прохожих своим видом. Вполне можно подобрать одежду так, что она и религиозным нормам будет соответствовать, и не бросаться в глаза, и даже смотреться красиво. В Москве некоторые девочки ходят в школу и в институты в платках – и сейчас конфликтных ситуаций, как правило, не возникает

Конечно, многие родители-мусульмане хотят, чтобы их дети учились в среде, соответствующей исламским традициям. Их настораживают «страшилки» про поголовную распущенность, якобы процветающих в светских школах. А спрос, как известно, рождает предложение. Поэтому появляются и «мусульманские» школы, в том числе школы-интернаты, но это, как правило, частные инициативы, госаккредитации имеют не все, да и к деятельности вопросы у кого следует возникают.

Так, в 2019 году в Петербурге было закрыто частное медресе, располагавшееся в съемной квартире. По данным петербургского «Центра Э» и местного УФСБ, в учебном заведении под видом образовательных услуг занимались незаконной миссионерской деятельностью.

Поэтому, прежде чем пристроить свое чадо в школу с заманчивой религиозной компонентой, стоит проверить, есть ли у этого учреждения все необходимые для образовательной деятельности разрешения и документы. Чтобы потом не было мучительно стыдно и больно за бесцельно потраченные годы.