Войти в почту

Ради денег или ради детей? Как работают студенческие отряды на Кубани

Помимо медицинских и строительных отрядов, о которых мы поговорили ранее, организация «Российское студенческое отряды» (РСО) держит также так называемые сервисные педагогические отряды. «Сервисники» проходят практику в различных сферах обслуживания: работают вагоновожатыми в поездах, обслуживающим персоналом гостиниц, инструкторами в аквапарках, а «педагоги» — вожатыми в детских лагерях. С работой последних двух категорий студентов в рамках РСО удалось ознакомиться в Геленджике и Джубге в Краснодарском крае.

Ради денег или ради детей? Как работают студенческие отряды на Кубани
© ИА Regnum

Самый большой семейный открытый аквапарк России «Золотая бухта» расположен в туристическом городе Геленджике. Именно здесь трудятся студенты одноименного сервисного студенческого отряда в летний туристический сезон.

«Ребята работают инструкторами на горках аквапарка. Инструктируют посетителей по правилам аквапарка. Во внерабочее врем ребята участвуют в творческой деятельности. Здесь проходят различные мероприятия… Ребята приехали из разных регионов, включая Алтай, Тюмень, Краснодарский край, Иркутск, Томск, Орел и Екатеринбург», — заявил командир межрегионального сводного студенческого отряда «Золотая бухта» Вячеслав Абрамов.

В аквапарке студенты работают уже пятый год, при этом он является одним из примерно 17−18 объектов, которые принимают на летнюю практику студентов, включая детские лагеря в других городах, в том числе в Сочи. При этом в сервисные отряды ребят привлекает как относительно ровный график работы, оставляющий много свободного времени на совместное времяпровождение, так и близость к курортным туристическим благам вроде моря.

«Сюда изначально привело то, что я не попала на стройку, но нас, девочек, не взяли, и я поехала в аквапарк… Студентам всегда хочется какого-то движа, движения, активности. Ты состоишь в организации, в которой есть некая активность. Тебя это хоть как привлекает… первый курс, второй, когда на лето ты не пойдешь на нормальную работу, где тебе будут платить деньги», — заявила представитель студенческого сервисного отряда «Содействие» Ирина Цвяхина.

Другой «боец» отряда «Содействие» Лидия Русанова рассказала, что она работает инструктором-спасателем на детском аттракционе, где вместе с напарником следит за дисциплиной. А в проекте ее привлекают люди, атмосфера, а также возможность помочь людям раскрыться. Прежде она проходила летнюю практику в педагогических отрядах в детских лагерях. О которых пойдет речь далее.

В небольшом поселке Джубга в полутора часах езды на машине от Геленджика расположился детский санитарно-оздоровительный лагерь «Морская волна», принадлежащий предпринимателю Валерию Молчанову. На его базе работает педагогический студенческий отряд «Дельфин», организованный совместно РСО и Калмыкским государственным университетом им. Б. Б. Городовикова.

«Здесь отдыхают дети (, находящиеся) в тяжелой жизненной ситуации — соцзащита, опека, но есть еще дети «коммерческие», кто приехал по обыкновенным путевкам. Учитывая ковид, детей сейчас немного меньше. В 2019 было 1700 детей, а сейчас, учитывая новые требования, примерно 1300 детей», — рассказал руководитель проекта «Дельфин» и начальник лагеря Санал Даваев.

По его словам, работа с детьми, находящимся в тяжелой жизненной ситуации или под опекой государства, — всегда дело очень сложное ввиду того, что они так и норовят убежать или «натворить дел», однако проект позволяет им получить опыт правильной социализации, насколько это возможно. Отсюда и повышенные требования к вожатым лагеря.

«Требования повышенные, потому что мы начинаем работу уже с февраля месяца… Регионы отбирают вожатых, отправляют мне данные. Многие регионы стараюсь объезжать, а потому студенты проходят тесты. Тесты одинаковые с устройством на работу сотрудником полиции. 600 вопросов по психологии. Выявляется, не слишком ли человек агрессивный или, наоборот, слишком пассивный. Зацикленность на себя… Такие люди тоже не выдерживают нагрузки», — рассказал Даваев.

Он отметил, что обычно вожатых берут на две смены, не более, потому что выдержать четыре смены в таком ритме для любого человека — очень тяжело. Это при том, что одна смена длится 21 день. Но бывают и «маньяки» в хорошем смысле этого слова, которые работают весь сезон. Это, как правило, по-настоящему закаленные бойцы педагогического фронта. Вдвойне удивительно, что люди едут работать вожатыми летом через всю страну за совершенно мизерную зарплату.

В этом и отличие педагогических отрядов от всех остальных. Здесь, что говорится, «где гляди, не гляди, а не выглядишь выгод». Идущие сюда студенты, как правило, меньше других мотивированы деньгами, потому что здесь они их получают очень немного — в среднем вдвое-втрое меньше, чем студенты строительных отрядов. В большей же степени они горят общением с детьми и воспитательным, по сути, опытом.

«Кто-то едет за детьми, кто-то едет за новыми друзьями, эмоциями, кто-то просто поехал из дома, может, дома надоело, и такое бывает. Вы будете удивляться, здесь есть хоть кто: юристы, экономисты, медики те же есть вожатые. Из вожатского состава у меня процентов 50 только педагоги, а остальные — колхозники, юристы, агрономы, зоотехники, экономисты, бухгалтеры, медики, хоть кто», — добавил с юмором Даваев.

При этом график у вожатых достаточно плотный. Подъем ранним утром, постоянная работа с детьми, и даже после отбоя работа продолжается, поскольку детям необходимо готовить развлекательные, спортивные и образовательные программы на предстоящие дни, репетировать номера и так далее.

«Я вообще думаю, что вожатый — это не работа, это призвание, так же, как педагог. Вообще, если у тебя есть вот эта внутренняя тяга, любовь к детям, то это мотивирует тебя, это заряжает тебя. Дети, они ведь чувствуют, как к ним относятся, и если ты действительно искренне любишь, и если ты действительно хочешь сделать это лето лучшим для них, то это у тебя получится только в том случае, если ты этим горишь, если ты этого хочешь», — рассказала комиссар стажерского отряда «Прометей» Алина Олякова.

Для детей проводится целый ряд мероприятий, включая игру «бюрократ», которая призвана «подготовить детей ко взрослой жизни» в нашем современном обществе, игра охватывает целый ряд импровизированных инстанций от «роддома» до «пенсионного фонда». Вожатые выполняют роль «бюрократов», которые отказываются «ставить подпись», пока ребенок, к примеру, не обнимет своего товарища десять раз.

В середине смены проходят «огоньки экватора». Это, как правило, «конфликтные» мероприятия, на которых выявляются ссоры. Выявить это позволяют мероприятия вроде «черный-белый стул» и «сахар-соль». Смысл «стульев» в том, чтобы дети выбрали светлый или черный стул. Выбрав черный, каждый из отряда ребенка должен сказать нечто плохое про выбравшего стул человека. По задумке, таким образом дети понимают, как они друг к другу относятся. Если же сказать плохого нечего, то дети, как правило, молчат. Если же ребенок выбирает белый стул, то все должны рассказать о его позитивных сторонах.

«Есть фраза «Дельфин» — это не место, это люди». Сравнивая с другими отрядами на сельхозобъектах и строительных объектах, у нас здесь все держится на людях и на том, что мы друг друга поддерживаем… Мы друг с другом всегда делимся и готовы прийти на помощь, несмотря ни на что, реально. Помимо этого, у нас работа сложная, потому что почти круглосуточная, и, соответственно, тут на износ работаешь, постоянно двигаешься, на мероприятиях танцуешь, и в какие-то моменты сложно без моральной отдушины, поэтому мы проводим мероприятия по типу комиссарских», — рассказала заместитель начальника лагеря по методической работе и методист Милана Полоусова.

Среди таких мероприятий для вожатых проводились «вожатские свадьбы». Собирались полевые цветы, были свидетели, регистрация, конкурсы выкупа, медленные танцы, кидание букета и так далее. Почти все по-взрослому. Насколько все серьезно на самом деле — покажет время. Пишут вожатые и «вожатские диктанты» в рамках «РСО-Спорт». Вожатых проверяют на грамотность и способность логически мыслить. Победителей ждут награды.

«Мы работаем не ради денег, мы работаем ради детей. Наш труд идет практически на износ. Он оплачивается не такой высокой заработной платой, как у других направлений студенческих отрядов. Наш труд вознаграждается детским счастьем. У нас это так: когда ребенок приезжает со сломанной судьбой, а в конце уезжает со словами: «спасибо за смену, спасибо что подарили столько классных эмоций», мне кажется, это дороже любых денег», — добавила Полоусова.

В лагерь приезжает очень много детей с поломанной судьбой, которые живут в неблагополучных семьях. И зачастую это дети из современных фостерных семей. Эти дети воспитываются при таких «родителях», которые берут их исключительно ради наживы, поскольку государство платит за каждого немалые деньги. Не все, конечно, люди, которые берут приемных детей такие, но в системе, выстроенной таким образом, где единственный стимул взять ребенка — это деньги, такое не редкость. И вожатым приходится иметь дело с детьми, лишенными не только родительской, но даже опекунской любви.

«Их порой выкидывают сюда, и здесь у них фактически происходит социализация, общение. Одна девочка не имела понятия, как вообще можно общаться со своими сверстниками, но потом подружилась… У меня в отряде доже были два брата приемные. Они оба обожжённые — часть руки и живота. Они рассказывали, что отец опрокидывал на них кипяток за проказы. Естественно, эти дети не будут понимать слова поначалу. Приходится с нуля ребенка воспитывать за 21 день», — добавила она.

Начальник лагеря Даваев отметил, что в этом году проекту «Дельфин» исполняется уже 10 лет. Изначально была идея сплотить вожатых из вузов со всей страны, сплотить их вместе и обучить преподавательским и воспитательским методикам, дабы сами они, вернувшись домой, могли сами готовить новых вожатых. Но за годы проект серьезно разросся и стал чем-то большим, чем планировалось. Конкурс на вожатых очень большой — подается 1000 заявок, из которых отбираются лишь 300. И это очень непростой процесс. Поскольку работа проходит не просто с детьми, а детьми трудными, крайне важно выбрать наиболее подходящих к такой работе вожатых.

Во многом, отмечает Даваев, это получилось благодаря владельцу «Морской волны» Валерию Молчанову, который обустроил лагерь и облагородил окружающую территорию, оснастив его всем необходимым для проживания и досуга детей и вожатых. Но в любом случае люди всегда важнее инфраструктуры.

«Вожатые понимают, что не всегда бывают очень хорошие дети из простых семей. Для будущих педагогов и молодежи, которая пойдет во взрослую жизнь, это очень хороший жизненный опыт… Это очень сложно. Приезжают они в начале смены — это какая-то толпа, это банда, а к концу смены — это уже большая семья… Нас иногда называют сектой большой, но, наверное, мы все-таки мафия. В последние десять лет мы занимаем в педагогических отрядах большое место, мы пишем историю, нас не отодвинуть. Наши щупальца мафии дельфиновской уже везде распространились», — пошутил Даваев.

Подводя итог поверхностного и первого своего знакомства с работой студенческих отрядов РСО в различных регионах страны и по различным направлениям, можно сделать уже какие-то выводы. Во-первых, отряды бывают очень разные: строительные, медицинские, сервисные, педагогические и так далее. И все они имеют свою специфику, и, как следствие, отличаются люди, которые туда идут.

Кто-то больше идет подработать летом и заработать денег, и это чаще всего встречается в строительных отрядах. Кто-то идет за какой-то романтикой, и это проводники на железных дорогах. Кто-то хочет помогать людям, и это, скорее всего, те, кто идет в медицинские отряды. Кому-то больше хочется «тусовки», и он предпочтет сервисный отряд. А кто-то хочет заботиться о следующих поколениях, и, наверное, эти люди идут в педагогические отряды.

Студенты из медицинских и педагогических отрядов, на мой взгляд, в большей степени сталкиваются с действительностью как она есть. Если по другим направлениям проще не разглядеть и не увидеть проблем нашей жизни, то медики и педагоги видят их отражение в пациентах и детях. В них больше взрослости и меньше инфантильности.

Хорошо, что студенты имеют возможность поработать летом и проверить себя в различных ипостасях, найдя ту, что подходит больше всего им. Но социальная и молодежная политика в нашей стране в это непростое для нее время должна получить, на мой взгляд, большую целостность, когерентность и идейно-смысловую наполненность. База для этого есть.