Войти в почту

В Госдуме призвали увеличить число бюджетных мест для обучения на медсестер

Маневр уже не обходной Почти 45% россиян в возрасте от 25 до 64 лет имеют диплом техникума или колледжа, пишут исследователи Института образования НИУ ВШЭ Вера Мальцева и Алексей Шабалин в своей работе "Не-обходной маневр, или бум спроса на среднее профессиональное образование в России". Они анализировали данные Росстата, Минпросвещения и Минобрнауки. В 2020 году уже 50% девятиклассников и 20% выпускников школ стали студентами сузов, в 2019-м - 45 и 17% соответственно. "Система СПО (среднего профессионального образования) стала локомотивом третичного образования в России – впервые с 2004 года", - пишут авторы исследования. Чаще всего выбор в пользу суза делается из-за того, что это дает вариант "обходного маневра", считают Мальцева и Шаблин. Ведь если уйти после 9-го класса в колледж с последующим поступлением в вуз, ЕГЭ сдавать не понадобится. Кроме того, согласно наблюдениям авторов исследования, дети из семей с невысоким социально-экономическим статусом стремятся побыстрее получить профессию и найти работу в условиях снижения реальных доходов населения. Однако это традиционные причины спроса на СПО, и они не объясняют растущую популярность сузов среди одиннадцатиклассников, подчеркивается в исследовании. "Возрастающий спрос может быть как реакцией на снижение доступности высшего образования и изменения на рынке труда, так и индикатором доверия к треку СПО и новых установок молодежи относительно образовательных и трудовых траекторий", - пишут Мальцева и Шаблин. Поступающих в вуз сразу после получения диплома СПО, особенно среди выпускников программ подготовки специалистов среднего звена, все меньше – 21% в 2020 году против 31% в 2015-м, отмечают исследователи. "Растущее число студентов колледжей уже нельзя объяснить опосредованным спросом на высшее образование. Речь идет о новой рационализации выбора колледжа как первого послешкольного образования – в контексте меньших издержек на его получение и популярности мягких профессий, не требующих диплом вуза", – поясняют Мальцева и Шабалин. При этом исследование выявило, что сами колледжи сегодня утрачивают "индустриальный уклон", теперь там можно получить профессию из области сервиса или, например, информационных технологий. Усилился и конкурс, теперь на место в сузе может претендовать до 6 человек, а за обучение все чаще платят из своего кармана, отмечается в работе. "Сильнее всего ситуация проявляется у выпускников 11 классов, для которых борьба за бюджетное место уже давно не пустое слово – в 2020 году 56% поступивших обучаются платно", - говорится в исследовании. В колледжи, по мнению Мальцевой и Шаблина, пришли "принципиально другие студенты по социально-экономическому профилю" – теперь это дети из семей среднего класса, доля же "нижних доходных групп" снижается. Высшее образование — не приоритет Рост востребованности среднего профессионального образования подтверждает совместный мониторинг РАНХиГС и Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара. "Поскольку доходы населения падают, то очень значительная доля учащихся после девятого класса уходит в систему среднего профобразования. Если до 2014 года туда шло около 40%, то теперь уходит около 55%. Почему? Потому что они хотят быстрее выйти на рынок труда и начать зарабатывать", - говорит директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяны Клячко. Высшее образование, добавила эксперт, ребята, которые ушли в техникумы и колледжи, обычно получают уже после выпуска из системы СПО на вечернем или заочном отделении вузов – если у них есть такая необходимость или желание. "При этом 8% сразу после окончания среднего профессионального поступают на очное в вузы, а еще 13% - на вечернее или заочное. То есть только 21% сразу после выпуска продолжает образование, а остальные выбирают вариант сделать это позже", - объяснила Клячко. Однако организаций СПО, которые могут дать качественное образование на высоком уровне, в России всего примерно 30%, отметила она. "Сейчас также развивается платное среднее профессиональное образование в госсекторе и частные организации СПО. На платной основе они дают студентам такие востребованные сегодня профессии – специалистов по ИКТ (информационно-коммуникационные технологии), дизайну и так далее. Раньше ребята шли за такими специальностями на платное обучение в вузы, теперь в СПО, потому что там, конечно, дешевле", - пояснила директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС. Самые востребованные направления в системе среднего профессионального образования – информационные технологии, дизайн, медицина, поварское дело, судовождение и экономика. "Порядка 500 тыс. студентов обучаются по программам подготовки рабочих кадров, примерно 3 млн учатся на специалистов среднего звена", - уточнила Татьяна Клячко. Усиление роли среднего профессионального образования — общемировая тенденция, считает зампред думского Комитета по образованию и наук Максим Зайцев. "Востребованность рабочих специальностей во всем мире растет, вместе с этим увеличивается и уровень зарплат. Вся мировая образовательная система была построена на получении высшего образования, но сегодня, как государству, так и частным корпорациям не требуется такое огромное число юристов, менеджеров и так далее. Поэтому, в том числе благодаря формам поддержки сузов, ребята стали выбирать среднее профессиональное образование – это быстрее и зачастую дешевле", - сказал он. По мнению парламентария, высшее образование сегодня не имеет приоритетного значения для работодателя. Кроме того, несмотря на попытки профильного министерства сократить число вузов, их становится больше, и не все из них дают качественные знания. В связи с этим получение высшего образование не всегда говорит о квалификации. "Нам нужно поддерживать систему среднего профессионального образования. Увеличивать, причем достаточно серьезно, число бюджетных мест в сузах на те специальности, в которых нуждается государство. Речь, например, о медсестрах", - заключил Зайцев.

В Госдуме призвали увеличить число бюджетных мест для обучения на медсестер
© Газета.Ru
Газета.Ru: главные новости