Войти в почту

Профессии Ростеха: инженер-технолог по работе с композитными материалами

Фото: ОНПП «Технология»

Ростех сегодня объединяет более 800 научных и производственных организаций самых разных направлений. На предприятиях Корпорации работает без малого 600 тыс. сотрудников, среди которых есть представители интересных, а порой и просто уникальных профессий. Мы уже рассказывали об испытателях оружия, промышленных дизайнерах, маркшейдерах и других специальностях.

Герой сегодняшнего выпуска – инженер-технолог по композитным материалам. О своем опыте и нюансах профессии рассказывает Андрей Богачев − инженер-технолог цеха производства конструкций из полимерных композиционных материалов ОНПП «Технология» им. А.Г. Ромашина Госкорпорации Ростех.

− Андрей, расскажите, пожалуйста, как «попасть» в профессию? Какое образование для этого нужно? Сколько лет учиться?

Инженер-технолог − это специалист, который знает что, как и почему нужно делать при производстве определенной продукции. Чтобы «попасть» в профессию инженера-технолога по моему направлению «Сотовые заполнители», необходимо профильное образование материаловеда. В этом году я окончил магистратуру на базе нашего Обнинского института атомной энергетики, перед этим был бакалавриат. Обучение проходило с погружением в будущую специальность − в ОНПП «Технология» я проходил преддипломную и дипломную практику. Итого в совокупности – пять лет учебы в вузе и готовность учиться постоянно на протяжении всей карьеры.

− Какие знания и опыт нужны, чтобы стать инженером-технологом по работе с композитами?

Поскольку мы работаем с многокомпонентными материалами, необходимо понимание физико-химических процессов взаимодействия разнородных материалов на молекулярном уровне. Соответственно, необходимы знания о микроструктурах. Без этого невозможно даже приблизительно спрогнозировать, как поведет себя материал в различных условиях. Например, при повышении температуры, влажности, да и в целом при смене определяющих параметров. Так что иметь базовые знания по материаловедению − обязательное условия. А опыт приходит во время практической работы, общения с коллегами и наставниками.

− Какие навыки и умения в профессии самые важные?

Навыки и умения важны все. А вот качества характера, позволяющие не просто работать, а делать это качественно и с удовольствием, могу перечислить.

Внимательность. Потому что каким бы автоматизированным ни был процесс, очень многое делает сам человек. Существует немало ответственных моментов, когда необходимо быть предельно внимательным, иначе вся работа будет испорчена. Соответственно, время (зачастую целый месяц), материалы и другие ресурсы окажутся бесполезно потраченными.

Коммуникабельность. Необходимо уметь работать в команде. Независимо от уровня профессионализма и опыта. Существуют процессы, в которых инженер-технолог некомпетентен, и ему приходится обращаться к другим специалистам, чтобы продолжить работу вместе.

В какой-то мере необходимо быть и педагогом. Разработчики новых производственных процессов или материалов – люди творческие и высокообразованные. Результат их работ должен быть изложен инженером-технологом в инструкции\методичке таким образом, чтобы он был понятен не только инженеру или технику, но и простому рабочему, не допуская двояких толкований.

Ясный рассудок и готовность учиться. Работа инженера-технолога – не просто работа с бумагами, описание технических процессов или составление инструкций. Это и работа «в поле» − контроль за выполнением работ в цехах. В случае обнаружения каких-либо отклонений в процессе изготовления продукции необходимо оперативно отреагировать на ситуацию и сделать это правильно, чтобы не усугубить проблему. Мое направление подразумевает постоянную эволюцию технологий. Так как в мире меняется абсолютно все, а уж в работе с материалами тем более, специалисту приходится быть в курсе новинок специальной литературы, и нашей, и зарубежной, следить за мировыми тенденциями. В моей профессии останавливаться нельзя. Необходимо постоянно совершенствоваться, расти профессионально и всегда учиться.

− С каким оборудованием вы работаете? Как проходит работа инженера-технолога?

Оборудование совершенно разное: установки автоматизированной выкладки композитных материалов (они используются при производстве углепластикового хвостового оперения авиалайнера МС-21), фрезерные станки, различная формообразующая оснастка, автоклавы и многое другое. Создание продукции из полимерных композиционных материалов – многоступенчатый процесс, и для каждого из этапов существуют не только свои технологии, но и свое оборудование.

Если говорить о самой работе, мы с коллегами курируем производство, следим за режимом работы установок, чтобы все было по стандартам. Для своего участка каждый технолог оформляет различную документацию на каждое оборудование. Важно разработать эту документацию так, чтобы человек, даже абсолютно не разбирающийся в вопросе, (хотя таких на нашем производстве не может быть по определению) прочел и понял, как и что делать. Это «бумажная» сторона работы.

Написанию предшествует анализ технического процесса, в ходе которого все отрабатывается, подбирается, фиксируется, согласовывается. И это еще не конец! Не бывает так, что бы ты написал и все «застыло в граните». Постоянная корректировка технического процесса – это норма. Я уже говорил, что все меняется, появляются новшества, нередко сами рабочие что-то предлагают, и это тоже – норма. Дело в том, что у нас активно внедряется «бережливое производство», а это активное вовлечение сотрудников в процесс улучшений и, как следствие − новые изменения в работе.

− Расскажите о профессиональных достижениях, которыми вы гордитесь. Какой проект запомнился больше всего?

В 2015 году, когда я только пришел на предприятие, были начаты работы по организации производства алюминиевых сотовых заполнителей для авиастроителей. Металлические соты выпускает не так много предприятий в мире, и перед нами поставили задачу войти в их число. Процесс производства при внешней простоте достаточно сложен и упрощенно выглядит так: на листы фольги наносятся клеевые дорожки, формируется «брикет» и отправляется «под гнет». Когда клей «схватился», «стопку» склеенной фольги режут на заготовки нужной толщины и отправляют на растяжку – специальный станок растягивает «брикет» в «лист». Теперь представьте задачу технолога, которому необходимо прописать в документе состав клеев, время отверждения состава и температурный режим при этом процессе, толщины «исходника» и конечных изделий, усилия для растяжения (чтобы не порвать и не деформировать материал)… От того, как будет сделано все это, зависит качество серийной продукции. В тот период в виду полного отсутствия практического опыта я был, условно говоря, «руками» тех, кто фактически занимался проектом. Но как бы то ни было, работы были завершены успешно, и в этом результате был и мой вклад, а первый удачный опыт – хороший стимул для дальнейшего развития.

Позже была программа, где я уже учувствовал в качестве ответственного исполнителя. В короткий срок необходимо было разработать материал с улучшенными характеристиками в рамках импортозамещения. Мы смогли это сделать. В тот период мой руководитель посчитал, что я готов выступать с защитой проекта на уровне нашего руководства, а потом и перед руководством департамента авиационной промышленности. Конечно, было тяжело, но с другой стороны − это ярчайшие эмоции и гордость за качественно сделанную работу.

− Как много специалистов вашей профессии в России?

Инженер-технолог далеко не самая редкая профессия – только на «Технологии» таких специалистов больше полутора сотен. Если же брать именно мое направление − инженер-технолог сотовых заполнителей − то, думаю, не более десятка. В России есть еще пара предприятий, которые выпускают аналогичную продукцию, но в очень ограниченном объеме, для своих нужд. У нас иная ситуация и масштабы, так что, скорее всего, действительно не более десяти специалистов на всю страну.

− Как вы думаете, какие перспективы у вашей профессии?

Можно сказать, с детства я был наслышан не только о предприятии, на которое пришел работать, но и о профессии инженера-технолога, которая являлась и является перспективной. Что еще для меня немаловажно − я работаю на страну, для которой от меня есть польза. Возможности карьерного роста и созданные у нас на «Технологии» условия для развития и самореализации − тоже большой плюс.

− Поделитесь, пожалуйста, своими профессиональными планами.

В этом году я закончил магистратуру и собираюсь в аспирантуру, возможно, именно по направлению сотовых заполнителей. Хотя пока точно не определился. Планирую писать кандидатскую. Ну а дальше, если все хорошо пойдет, попробую перейти в категорию руководителей. Засиживаться на месте в планах точно нет. Надо двигаться, развиваться. Тем более на предприятии есть постоянная мотивация к карьерному росту.