Школьников научат дружить с ИИ. Эксперты рассказали, зачем России нужна новая учебная программа

С 1 сентября 2021 года в российских школах начнут изучать основы искусственного интеллекта. Программу курса разработали Университет «Синергия» и «Сбер Образование» (входит в экосистему Сбера) в рамках федерального проекта «Искусственный интеллект» нацпроекта «Цифровая экономика». И это только начало. Правительство планирует расширить преподавание ИИ в вузах и к 2030 полностью обеспечить потребности российской экономики в IT-специалистах. Сегодня дети растут и формируются в среде, контролируемой алгоритмами: искусственный интеллект помогает совершать покупки и выбирать банковские услуги, заказывать еду и общаться в соцсетях, ищет для нас музыку и новости, управляет автомобилями и проверяет школьные тесты. В дальнейшем проникновение ИИ во все сферы жизни станет еще глубже. Поэтому и возникает вопрос: как научить школьников использовать новые технологии с умом и увлечь их работой в этой сфере? ИИ-грамотность. Зачем нужна новая дисциплина в школе Россия не первая страна, где ИИ начинают изучать со школьной скамьи. В 2019 году такие уроки появились в Китае, в США Ассоциация по развитию ИИ участвовала в подготовке местных ФГОСов по информатике, в Израиле старшеклассникам предлагаются различные курсы по изучению языков программирования и технологий ИИ. В Великобритании и ряде других государств идет дискуссия о необходимости таких занятий в школе. «Первостепенная задача — научить школьников работе с ИИ, чтобы они понимали базовые принципы этих технологий, умели ими пользоваться. Мы уверены, что в будущем, подобные навыки будут также полезны и востребованы как экологическая или финансовая грамотность сегодня», — пояснили в пресс-службе «Сбера». Обучать детей основам искусственного интеллекта сегодня нужно по той же причине, что физике и химии, считает директор по стратегическому маркетингу Яндекса Андрей Себрант. «Ведь не предполагается, что все они потом станут учёными или пойдут на химическое производство, но, чтобы понимать, как работает окружающий мир, полезно изучать физику. А сейчас мир становится таким, что в нём информационные технологии и особенно те, что связаны с ИИ, абсолютно вездесущи и дальше их будет ещё больше. Поэтому иметь представление о том, как работает ИИ, так же важно, как понимать, почему падают предметы или гремит гром. В этом смысле обязательное и широкое преподавание ИИ в школе — это нормальная подготовка ребенка к той реальности, в которой ему дальше предстоит жить, учиться и работать», — говорит эксперт. В то же время понятно, что в огромной и неравномерно заселенной России, доступ к передовым технологиям есть далеко не у каждого школьника. По планам властей, федпроект «Искусственный интеллект» нацпроекта «Цифровая экономика» должен это исправить. «Сегодня у каждого ребенка должна быть возможность осваивать современные навыки бесплатно, в независимости от того, в каком городе России он живёт и в какой школе учится», — отметили в «Сбере». «Мы видим, что навыки в сферах ИИ интересны современным школьникам. Программа по искусственному интеллекту нужна для того, чтобы дети уже в школе могли знакомиться с самыми передовыми направлениями развития науки и техники, получали навыки, востребованные в реальной жизни, и учились применять их на практике, — рассказали в пресс-службе компании. — Мы уверены, что дети смогут серьёзно заинтересоваться этой сферой, захотят развиваться и строить карьеру в этом направлении». Есть такая работа Спрос на IT-кадры в России очень высок. Представители 62% компаний считают нехватку специалистов основным препятствием для цифровизации бизнеса, говорится в докладе Аналитического центра при правительстве РФ . По разным оценкам, в целом по стране дефицит айтишников составляет от 500 000 до 1 млн человек в год, подсчитали в Минцифры. В области искусственного интеллекта вопрос кадров стоит особенно остро, отмечают эксперты. «Сегодня в России требуется в 6–7 раз больше дата-сайентистов, чем требовалось всего три года назад, и этот спрос будет постоянно расти по мере развития цифровых технологий. Поэтому "Сбер" не только готовит кадры для себя, но и в целом занимается созданием новых возможностей по обучению ИИ», — рассказали в пресс-службе компании. Справка К 2023 году «Сбер» также планирует увеличить число сотрудников, работающих в сфере ИИ, до пяти тысяч человек и активно внедряет технологии ИИ в свои продукты и сервисы. Ректор Университета «Синергия» Артём Васильев подчеркивает, что в скором времени от специалистов большинства профессий потребуются компетенции, связанные с ИИ. «Включая основы искусственного интеллекта в содержание школьного образования, мы стремимся увеличить число квалифицированных кадров в этой сфере», — говорит ректор. О высоком спросе на специалистов по ИИ говорит и тот факт, что за последние несколько лет соответствующие программы запустили все популярные образовательные платформы. «На данный момент наш факультет Искусственного интеллекта выпустил 29 студентов. Для нас это относительно новая программа. Сейчас стабильно запускаются по несколько групп в месяц, это примерно 30 человек. Средний возраст учащихся — 16 лет», — рассказал «Секрету фирмы» Илья Гутовский, методист направления ИИ в GeekSchool (GeekBrains). Решить проблему дефицита специалистов в масштабах страны могут лишь согласованные усилия государства и бизнеса, отметили опрошенные эксперты. «Необходимо создать механизм оперативной корректировки образовательных программ на всех уровнях, дать возможность учиться на практике, на реальных проектах», — говорит директор по развитию, директор направления «Искусственный интеллект» АНО «Цифровая экономика» Алексей Сидорюк. По его словам, первым звеном в цепочке подготовки специалистов по искусственному интеллекту станет школа. По словам Артёма Васильева, программу обучения основам ИИ в школе создали как раз с этой целью. «Этот проект мы разработали с учётом стратегических ориентиров цифровой экономики и национальной стратегии развития искусственного интеллекта. К 2030 году Россия намерена устранить дефицит специалистов в этой области», — отметил он. Как будут преподавать основы ИИ в школе Занятия по ИИ будут доступными для всех детей. Преподавать основы ИИ будут учителя информатики. И занятия могут проводиться как факультатив или стать частью уроков информатики. Учебная программа состоит из 5 модулей: базовый курс для начальной школы, базовые и продвинутые курсы для средней и старшей школы. За время обучения школьники смогут познакомиться с машинным обучением, аналитикой больших данных, нейросетями, языком программирования Python. Программа предусматривает разные форматы работы и в первую очередь задания, связанные с реальной жизнью. Чтобы изучать основы ИИ, школьникам не нужно иметь какое-то специальное оборудование и всё время сидеть за компьютером. Сначала курс пройдёт в пилотных школах. На данный момент в проекте участвует около 500 учебных заведений из 24 российских регионов. Школы ещё могут подать заявку на участие в пилотном проекте . «Синергия» выпустит учебник для изучения ИИ, рабочую тетрадь и тетрадь для проверочных работ, а также образовательные видеоролики для школьников и методические рекомендации для педагогов. В 2022 году курс будет доступен для всех российских школ. В «Синергии» пояснили, что в рамках проекта также «планируется программа по масштабному повышению квалификации педагогов России, благодаря которой учителя получат необходимые компетенции и смогут преодолеть барьер преподавания данного курса». Что ещё важно для будущих специалистов по ИИ На какие же дисциплины стоит налегать школьникам уже сейчас, чтобы в будущем стать специалистом в перспективной сфере? «Нужно заложить хорошую базу, чтобы потом было легче. Математика и математические модели сейчас лежат в основе любого ИИ. Алгебра и начала математического анализа, теория вероятностей, мат. статистика, линейная алгебра, теория принятия решений и теория игр — это основные дисциплины, знание которых может очень пригодиться», — говорит Илья Гутовский. Но дело не ограничивается только искусственным интеллектом. «Хорошие математики — это всегда блестящие фантазеры, — напоминает Андрей Себрант. — Тем, кто делает новые прорывные вещи в области ИИ, необходимо и то и другое». Если мы хотим вырастить успешного разработчика в сфере искусственного интеллекта, нужно развивать творческие способности и не забывать об искусстве, которое всё чаще используется как инструмент машинного обучения, отметили опрошенные эксперты. Начинать знакомство с новыми технологиями эксперты советуют с того, что близко детям. «Например компьютерное зрение — вполне понятная для школьников вещь, ведь самые интересные фильтры в Instagram основаны на этой технологии. На таких простых и повседневных вещах лучше всего и учить детей», — считает Андрей Себрант. Даже компьютерные игры становятся ценным учебным пособием, поскольку встроенный в игре ИИ моментально приспосабливается к действиям юзера, говорит Илья Гутовский. «Любые современные шутеры и стратегии пойдут на пользу, — отмечает он. — Меняйте сложность игры и наблюдайте, насколько лучше начинает играть ИИ и насколько сложнее вам будет проходить игру. Анализируйте действия противника — его реакцию на шум, свет, взрывы, его способность находить укрытие, изменение стратегии развития в зависимости от ваших нападений. Во многих играх данные механизмы реализованы на очень достойном уровне». Именно так, по мнению экспертов, начиная с простого и понятного, можно заложить основу для развития будущих специалистов и создать мощную индустрию искусственного интеллекта в стране. Коллаж: «Секрет Фирмы», depositphotos.com

Школьников научат дружить с ИИ. Эксперты рассказали, зачем России нужна новая учебная программа
© Секрет Фирмы