Разглядеть талант непросто
Я считаю, очень важно начать обучать актера его профессии как можно раньше. 15–16 лет — самый эмоционально выразительный период жизни человека, дальше социум заставляет нас гасить эмоции. В юности чувства еще не сформированы, зато эмоции яркие, потом чувства растут, а проявление эмоций становится не таким спонтанным и мощным. Актеру же важно зафиксировать пики этих состояний для своей дальнейшей деятельности. В юном возрасте можно увидеть всю свою эмоциональную палитру, а проявляется она через мимику, голос и пластику.
Олег Павлович часто говорил, что его опора и надежда — выросшее «непоротое поколение». Но у меня есть ощущение, что первое «непоротое поколение» — то, которое мы набираем сейчас. Ребята очень быстро адаптируются в общении. Они открыты, не зажаты. Публичность не является для них стрессом. Они не пугливы, хотя, как и все юные, достаточно уязвимы.
Табаков всегда привлекал к сотрудничеству со школой молодых артистов, и мы подключаем все поколения театра. Даже вчерашних студентов, наших актеров Владислава Миллера, Ангелину Пахомову, Севастьяна Смышникова, Павла Чернышева. Разглядеть талант может только другой талант. Для того чтобы понять, что перед тобой дар, нужно шестое чувство, ведь трудно выявить артистический склад характера. Талант не пощупать — он как радиация, излучение «Атома Солнца» в одаренном человеке.
Наша задача — найти людей искренних, желающих учиться, осознанных. И отбор жесткий, многоступенчатый. Это долгое знакомство. Сперва абитуриенты присылают видео, потом идет региональный отбор из двух туров, затем просим прислать еще запись, чтобы понять, услышаны ли наши комментарии. Третий этап — очный экзамен.
В сложный пандемический год мы ожидали, что активность абитуриентов будет слабее, но этого не произошло. На собеседовании мы просмотрели 1200 абитуриентов. До вступительных испытаний допустили 53 человека. К зачислению рекомендовали 27 ребят из разных городов и областей России.
Вообще, отборы — очень живой, непредсказуемый процесс. Например, два года назад среди наших абитуриентов было больше девушек, в этом году — юношей. Набор каждый год разный и по количеству талантов. Все как в природе — в один год урожай может быть два яблока, в другой — 100.
Наш театр и школа — одно, мы все единомышленники. Я иду путем, который усвоил — след в след за Станиславским, Ефремовым, Табаковым: сращивание театра и школы, взаимообогащение, поиск точки соединения индивидуальности и единомыслия. Обучая, обучаешься сам.