10 критериев качественных образовательных программ, выделенных экспертами

С активным ростом рынка EdTech увеличивается и количество некачественных образовательных программ. Они опасны не только тем, что ученики тратят впустую время и деньги: из-за негативного опыта у учащегося пропадает мотивация к обучению в целом, а сам процесс приносит только разочарование. В рамках рубрики «Идеологи просвещения» мы общались с руководителями крупнейших образовательных компаний в том числе о том, каким должен быть эффективный курс. Собрали все советы в одном материале.

Индивидуализация

«Траектория, построенная с учетом имеющихся знаний, умений, особенностей восприятия, скорости мышления и времени, которое человек способен выделить для обучения в имеющихся жизненных обстоятельствах».

Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор «Нетология-групп»

Наличие обратной связи

«Я не верю в обучение, которое стоит 30 тысяч рублей и в котором нет живого сопровождения. Это, может быть, хорошо работает в lifestyle-курсах, где узнаешь, как накраситься, где быстрый эффект. Если хочешь получить новую профессию, это невозможно. Нигде в мире я не встречал курс по освоению новой профессии быстрее, чем за 500 часов. И на эти 500 часов важно иметь достаточное количество часов персонального сопровождения, обратной связи, разборов и т. д. Поэтому нам кажется, что дешевые короткие курсы — это профанация».

Харитон Матвеев, сооснователь компании Skyeng, CEO онлайн-университета навыков и профессий Skypro

Гарантия трудоустройства

«Для начинающего специалиста архиважно движение. Не сам процесс обучения, не личность преподавателей, а именно факт того, что он сделает и куда попадет».

Дмитрий Крутов, основатель Skillbox

Актуальность контента

«Выбирая качественную программу, нельзя не сфокусироваться на контенте. Устаревший контент убьет любой задор обучающегося».

Елена Черникова, основательница компании «Культура Инноваций»

Практикоориентированность

«То, что мы называем творческим лидерством, то есть лидерством для создания позитивных изменений в мире, — это не просто креативность и не только понимание себя, но понимание того, что нужно миру и что вы можете сделать, чтобы это работало… Мы очень тесно связываем наше обучение с тем, чем вы пытаетесь заниматься в этом мире, с реальными вещами, которые вы хотите в него привнести».

Марк Верноой (Mark Vernooij), партнер Школы творческого лидерства THNK

«Важно не выдавать голую теорию, а подталкивать выводить знание самостоятельно из примеров и уже знакомых ситуаций, зон ближайшего развития».

Илья Паршин, генеральный директор образовательной онлайн-платформы «Учи.ру»

Интерактивность

«Учиться больно, учиться люди не любят, и необходимо эмоциональное вторжение в учащегося. Включение не только рационального, но и надрационального и подрационального: это добавляет эффективности обучению».

Максим Спиридонов, сооснователь и генеральный директор «Нетология-групп»

Качественный learning-дизайн

«Плохой внешний вид может навсегда отбить желание учиться. Тезисы на плохом флипчарте непонятным почерком, неопрятный преподаватель, устаревшие инструменты и софт. В обучении все имеет значение: среда, дизайн, фото, спикер. Не может быть такого: „У нас такой невероятный контент, что вы как-то справитесь с моей несвязной речью и духотой в этой комнате“. Это не работает».

Елена Черникова, основательница компании «Культура Инноваций»

Работа с мотивацией

«Основная проблема в обучении — не в том, что ребенок или взрослый не понимают материал, а в мотивации. Есть печальные статистики по проходимости курсов: в среднем их завершают только 10% студентов. Важно, чтобы ученик понимал, для чего ему изучать тот или иной материал. Особенно остро вопрос мотивации встает в средней школе, когда до экзаменов и карьерных достижений еще далеко и нет понимания, как знания применять уже сегодня, в чем их ценность».

Илья Паршин, генеральный директор образовательной онлайн-платформы «Учи.ру»

Самостоятельность

«У нас есть ученик, который хочет стать программистом. Он пишет своему наставнику, мол, а как сделать вот это? И наставник не говорит ему: „Сделай вот так“. Он начинает с „А ты пробовал искать это?“. Часть студентов в этот момент возмущаются и пишут, что они заплатили нам денег, а их отправили в поисковик. Но мы знаем, что в работе человек без навыка самостоятельного поиска столкнется с большими проблемами. И поэтому стоим на своем».

Илья Залесский, руководитель образовательных сервисов «Яндекса»

Соответствие программы уровню подготовки учеников

«В любом образовательном продукте важна правильно подобранная сложность. Она определяет успех и вовлеченность ученика. Идеальное решение лежит в той плоскости, когда ученику уже не слишком легко (то есть скучно) и еще не слишком сложно и он не теряет интерес к учебе после многочисленных неудачных попыток решить задачу».

Илья Паршин, генеральный директор образовательной онлайн-платформы «Учи.ру»