Войти в почту

«Индивидуальные траектории — это суть образования»

Многовековые тенденции к индивидуальным траекториям, схема «2+2+2», взаимодействие университета с работодателем и роль «Приоритета-2030» — в репортаже InScience.News.5 июля 2021 года в рамках первой Всероссийской ИОТ-конференции прошло пленарное заседание. На нем обсуждались вопросы необходимости индивидуальных образовательных траекторий в вузах.Первым слово взял Андрей Волков, научный руководитель московской школы управления СКОЛКОВО. Он заявил, что индивидуальные образовательные траектории на данный момент не в приоритете. По-настоящему важным сейчас стала необходимость создания в стране исследовательских и инновационных университетов. Индивидуальные траектории — это лишь один из методов развития образовательного процесса. «Мы надеемся, что этот подход позволит достигать тех показателей, которые есть в проекте “Приоритет-2030”. Я уточню, что основной показатель — это объем исследовательской деятельности, которую осуществляет университет», — отметил он.«Этому хайпу больше тысячи лет»Волков также обратил внимание на то, что вузы всегда, с самого начала своей истории, стремились к разработке индивидуальных образовательных территорий. «Этому хайпу больше тысячи лет», — сказал он. В последние сто лет люди учатся в формате, отклоняющемся от магистрального тысячелетнего пути индивидуального подхода к образованию. Это происходит из-за того, что в течение последнего века было необходимо подготовить большое количество новых специалистов. «Индивидуальные траектории — это суть образования», — отметил Волков.Более того, спикер обратил внимание и на то, что для средних вузов в России переход на систему индивидуальных образовательных траекторий станет затруднительным и приведет к управленческим издержкам. «Индивидуальные траектории научат человека выбирать и нести ответственность за свой выбор. Университет должен подталкивать к этой интеллектуальной заботе о себе», — поделился он.Волков рассказал и о схеме «2+2+2». Ее суть заключается в том, чтобы разделить обучение не на уже привычные четыре года бакалавриата и два года магистратуры, а дать возможность студенту поменять направление через два года бакалавриата. Это необходимо, потому что, как показывает практика, многие обучающиеся меняют свое отношение к выбранной специальности в течение долгих четырех лет обучения.Однако спикер обратил внимание на то, что введение новой модели «2+2+2» или индивидуальных образовательных траекторий предполагает появление трудностей не только в области управленческих издержек, но и в отношении коллектива, то есть профессорско-преподавательского состава. Дело в том, что он, зачастую, привык работать по старой схеме. Более того, необходимо будет акцентировать внимание на индивидуальных образовательных траекториях для вузов, потому что разные вузы эти программы будет реализовывать совершенно по-разному.Волков затронул вопрос участия работодателя в процессе обучения. «Работодатель должен быть умным, чтобы вмешаться в деятельность университета и сказать ему, что делать», — отметил спикер. Для того, чтобы два мира — университет и работодатель — встретились, необходимы планомерные усилия с обеих сторон.«Университет — это прямая коммуникация. Это не просто слушание и запоминание. Мы об этом немножко забыли исторически, и индивидуальные траектории нам это возвращают», — отметил Волков.Спикер обратил внимание на то, что университеты должны теперь не только выполнять функцию образовательной организации, но также проводить исследования и вносить свой вклад в экономику с помощью инноваций.Следующим слово взял Сергей Салихов, первый проректор НИТУ «МИСиС». Он обратил внимание на то, что одним из самых важных навыков любого университета сегодня стало умение меняться: открывать новые научные лаборатории и направления. Для того, чтобы обеспечить подготовку способных работать в них студентов, индивидуальные образовательные траектории просто необходимы. «Сам переход к этому формату образовательного процесса диктуется текущей жизнью», — отметил он.Кроме того, Салихов обратил внимание на то, что сами студенты должны быть готовы к переходу на индивидуальные образовательные траектории, а обязанность вуза — помочь им в этом. Вуз должен сформировать «портрет выпускника», который покажет, чем именно его выпускник будет выделяться на фоне сотен тысяч других выпускников со всей страны.«Работа с инновациями — это акцент на проектную деятельность в образовательном процессе»Сергей Рощин, проректор НИУ ВШЭ, рассказал, что основной целью программы «Приоритет-2030» является создание университетов, которые будут отвечать современным вызовам и будут подготавливать молодых исследователей и кадров. Однако это невозможно сделать без индивидуализации образовательных траекторий. «Потому что работа с инновациями — это в первую очередь акцент на проектную деятельность в образовательном процессе. Проекты не могут быть унифицированы, тем более те, которые связаны с развивающимися технологиями», — рассказал он. Обучение должно быть современнее, особенно если речь идет об инновациях. Те траектории, которые не индивидуализированы, имеют в себе элементы устаревшей информации, а также межпредметности.Рощин обратил внимание на то, что необходимость индивидуальных образовательных траекторий — это ответ на вызовы современности. Он отметил, что образование в XX веке стало потоковым, и это связано в первую очередь с технологическими прорывами в середине столетия и ориентацией на профессиональную подготовку. Современные реалии требуют постоянного обновления знаний и расширения профессиональных умений.Проректор НИУ ВШЭ отметил, что ответственность университетов заключается в том, чтобы отвечать на вызовы современности и вносить свой вклад в социум.Рассуждая о модели «2+2+2», он обратил внимание на то, что эта схема не сработает, если направления слишком различаются по объему и основным знаниям. В построении такой модели есть и другие сложности. Дело в том, что магистерский уровень образования помогает студенту сделать предметное переключение. На данный момент это очень востребовано. В то же время это говорит о том, что в магистратуру идут люди с разной степенью знаний, что меняет степень гибкости этих переходов. Рощин также отметил, что реализация индивидуальных образовательных траекторий обязательно столкнется с ресурсными ограничениями.«Университеты по определению должны готовить тех, кто будет готов к неопределенности», — отметил он. Дело в том, что рынок труда, как и экономика, постоянно меняется, а значит университеты должны очень четко отслеживать эти изменения и своевременно корректировать образовательный процесс. Это необходимо для получения кадров с актуальными знаниями. Рощин также отметил необходимость организации коллабораций не только среди университетов, но и между университетами и работодателями.

«Индивидуальные траектории — это суть образования»
© InScience