Школьники разработали автоматическую систему распознавания полярных медведей по снимкам с самолёта
2 июля завершилась Летняя школа конкурса «Цифровой прорыв» — флагманского проекта президентской платформы «Россия — страна возможностей». Участники программы защитили проект по искусственному интеллекту. На защиту вышли 30 команд из 48, лучшими были признаны 10 команд. Разработки учащихся помогут обнаружить белых медведей на фотографиях, сделанных с самолёта.
Организаторы конкурса «Цифровой прорыв» провели бесплатную программу обучения для учащихся 8-10 классов со всей страны. 192 школьника в течение трёх недель учились программировать, осваивали основы искусственного интеллекта, а также общались с настоящими гуру из ведущих IT-компаний: «Сбер», JetBrains, EPAM, HOLYUX и др.
«Благодаря этой инициативе мы познакомились с большим количеством талантливых школьников, увлечённых точными науками, программированием и искусственным интеллектом. Надеемся, что Летняя школа дала вам базовые знания, навыки и вдохновение, чтобы продолжать развиваться в ИТ-сфере. Вы будущее российской ИТ-индустрии! Будем рады видеть вас на хакатонах конкурса «Цифровой прорыв"», — отметил заместитель директора АНО «Россия — страна возможностей» Алексей Агафонов.
«Мы впервые провели Летнюю школу для учащихся 8-10 классов в рамках конкурса «Цифровой прорыв». Поделюсь некоторыми цифрами: 718 зарегистрированных участников, 15 лекций, 48 команд, из которых 30 вышли на защиту проекта, 16 преподавателей, 23 эксперта, 7 членов жюри. Считаем, что этот формат оправдал ожидания: благодаря таким программам можно формировать ИТ-кадры, начиная со школьной скамьи. Поздравляю участников с ярким началом пути в ИТ-индустрии и желаю не останавливаться на достигнутом!», — подчеркнул директор РАЭК, руководитель конкурса «Цифровой прорыв» Сергей Плуготаренко.
После завершения курса лекций стартовал мини-хакатон: команды начали работу над кейсовым заданием в сфере искусственного интеллекта (ИИ). Школьникам предстояло разработать автоматическую систему распознавания полярных медведей по снимкам с самолёта. Кейсодержателем стала компания ITS — партнёр и разработчик платформы «Цифровой прорыв».
ITS совместно с ЭКОФАКТОР провели исследование по обнаружению медведей, результатами которого стал набор данных из 30000 фотографий разрешения 8к, снятых тремя камерами, установленными в нижней части фюзеляжа самолета. В датасете ручным методом было найдено 28 полярных медведей. Полярных медведей сложно обнаружить: они отличные калориметры, т.е. не излучают тепла, поэтому их не заметить ИК-сенсором. А также они белые, поэтому на RGB-камере их обнаружение также является нетривиальной задачей.
С помощью инструмента по отслеживанию полярных медведей можно построить достаточно точные индикаторы мест обитания рыбы или распространения техногенного загрязнения океана.
Дипломов первой степени были удостоены следующие команды: Machine Brain, Ad Astra JR, ⇗⇗⇗, NothingToSay, Пингвины, Шаурмечки, ★СОЮЗ★, Per aspera ad astra, // TODO: придумать название, ByteScout.
«Я как эксперт по коду ответственно заявляю, что то, что сделали дети в этом хакатоне, огромный подвиг! Они смогли сделать за неделю то, что не могут делать многие взрослые. Разобраться в основах Data Science по факту за неделю — это уму непостижимо. Я не могу поставить ничего кроме высших баллов», — Антон Прохоров, старший преподаватель РГЭУ (РИНХ), технический эксперт конкурса «Цифровой прорыв».
«Все ребята умные, способные, талантливые и очень внимательные! Замечали даже мелкие оплошности преподавателей в лекциях, так что я думаю, что многие из них вскоре станут экспертами «Цифрового прорыва». Надеюсь, в рамках Летней школы они получили новые знания, которые смогли использовать в рамках решения кейса, а в дальнейшем это им позволит реализовывать масштабные проекты на благо IT-отрасли России. Любой опыт участия в подобных мероприятиях идет только на пользу. Поэтому несмотря на конечный результат, желаю каждому участнику не останавливаться на достигнутом и постоянно развиваться и узнавать что-то новое», — Денис Сапиро, Project Manager Softlex, амбассадор конкурса «Цифровой прорыв», вёл для школьников уроки английского языка в IT.
«Ребята очень перспективные, это будущее России. Я вижу прогресс каждого ребенка, в частности, рост после программы и хакатона великолепный, я вижу серьезных ребят, которые за короткое время после обучения могут создать взрослый, серьёзный продукт. Я очень хочу, чтобы у ребят была возможность учиться и развиваться в рамках школы «Цифрового прорыва». Это классный опыт, и он как вдохновляет взрослых, которых поражают решения ребят, так и даёт развитие ребятам», — Олеся Савельева, маркетолог ГКБ им С.П. Боткина, амбассадор конкурса «Цифровой прорыв», вела для школьников уроки английского языка в IT.
«Ребята Летней школы просто восхищают своими знаниями, навыками и стремлением у постижению нового, подчас можно сказать, что компетенции и уровень понимания процессов больше, чем у многих взрослых, кто занимается вопросами цифровой трансформации общества. То, какой энтузиазм и какое мастерство проявили ребята школьники восьмых – десятых классов, просто поражает! Такая тяга к знаниям позволяет нам верить в то, что впереди нас, действительно, ждёт самая лучшая молодёжь, самые лучшие кадры, и, конечно же, это не может не радовать! Рада была работать с самой талантливой молодёжью – не постесняюсь слова – планеты!», — Анна Мендель, и.о. заведующего кафедрой прикладной информатики и информационных технологий в управлении Поволжского института управления имени П.А. Столыпина филиала РАНХиГС, амбассадор конкурса «Цифровой прорыв», вела комбинаторику, теорию вероятностей и математическую статистику.