«Познав Восток, познаешь весь мир»
По данным Рособрнадзора, на участие в ЕГЭ-2021 записалось 795 тысяч человек. Последний экзамен прошел 25 июня, это предмет информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). После сдачи экзаменов, выставления баллов и апелляций абитуриенту предстоит выбрать учебные заведения, чтобы подать документы. Во многих вузах уже начала работу приемная комиссия. Так, в РГГУ прием документов начался еще 18 июня.О том, почему сегодня значимо гуманитарное образование, а также об одном из наиболее перспективных его направлений — востоковедении, рассказал Никита Александрович Филин, заведующий кафедрой современного Востока, доктор исторических наук.— Базовой проблемой для многих выпускников факультетов востоковедения является трудоустройство. Часто бывает непросто найти работу по специальности, в профильной сфере. Зачем, по Вашему мнению, стоит идти на востоковедение? Каковы перспективы трудоустройства выпускников?— Востоковедение – необычная, можно сказать даже экзотическая специальность, связанная с изучением интересных, нестандартных языков, древнейшей культуры, искусства высочайшего уровня. Именно этим определяется эксклюзивность данного направления — профессиональных востоковедов в России не так много, и после получения такого качественного, можно сказать, элитного образования, вы точно не потеряетесь на рынке труда. Приоритетные направления нашего факультета в первую очередь — культура и современная жизнь Китая и арабских стран.В последние годы к этим направлениям прикован огромный интерес. Неслучайно поэтому было принято решение структурировать эти профили в РГГУ в отдельный востоковедный факультет -- «Факультет востоковедения и социально-коммуникативных наук». На факультете два отделения — «Отделение современного востоковедения и африканистики» и «Отделение сервиса, туризма и коммуникативных технологий». Как можно заметить, новая структура полностью закрывает все востоковедные направления образуемого факультета. Более того, такие направления как пиар, сервис и туризм гармонично их дополняют. Ориентация нового факультета — в первую очередь на современные актуальные тенденции, но такие аспекты, например, как история или восточная философия также не останутся без внимания в образовательном процессе.Наш абитуриент — юный исследователь, который ищет нечто индивидуальное, захватывающее, стремится познать непознанное в этом мире и одновременно найти в нем себя. Важно отметить, что при высочайшем уровне образования и преподавательского состава стоимость обучения у нас — одна из самых низких в Москве. На китайском направлении — чуть больше 300 тысяч рублей в год, у арабистов — меньше 300 тысяч.Востоковедение — перспективное направление сегодня, потому что Восток активно развивается, стремится к доминированию в мировых политических и экономических процессах. Связи между Россией и Ближним Востоком крепнут. Особенно, как мне кажется, наши выпускники будут востребованы в сфере госсектора, IT, журналистики, туризма, в аналитических компаниях. В Китае огромное количество компаний, в частном секторе связи будут только усиливаться. Восток, несмотря на свою экзотичность, создает мировые тренды: в промышленности, торговле, на медиарынке. Кроме того, Восток — это древние традиции, особая философия и религия. При этом мы можем выпустить как успешных историков и философов, которые дальше будут развиваться по научному направлению, так и высококлассных, полностью готовых к работе специалистов в многочисленных сферах, как в России, так и за ее пределами.Хотел бы отметить, что, когда мы выпускаем хорошего специалиста, он обязательно находит работу. Ко мне обращаются работодатели и студенты, они получают рабочее место еще в период обучения на третьем-четвертом курсе. Некоторые студенты, например, работают с текстами зарубежных изданий в международном информационном агентстве «Россия сегодня» как редакторы. Обращаются к нам и такие серьезные работодатели, как министерство экономического развития. В частности, когда в министерстве появился новый отдел, специализирующийся на арабских странах и Иране, именно на нашу кафедру они обратились в поисках кадров. Но, разумеется, работодателям интересны студенты с хорошим знанием языка и отличной успеваемостью.— Расскажите о гуманитарном направлении образования в целом. Останется ли оно перспективным? Не уйдут ли абитуриенты больше на технические специальности?— Техническое образование — это в большинстве своем измерения и подсчеты, оно просто фиксирует наблюдение. А гуманитарное образование позволяет увидеть множество взаимосвязей в происходящем, отслеживать причины событий, которые не всегда подчиняются жестким законам. Поэтому гуманитарное образование остается актуальным сегодня, оно имеет прикладное значение. Хотя, если рассматривать востоковедение, то оно является в каком-то смысле и точной наукой, поскольку язык — это четкая структура и набор всевозможных правил, но он имеет тесную связь с культурой, традициями региона, ищет причины и связи. Студент-востоковед смотрит на мир даже шире, чем обычный гуманитарий, поскольку рассматривает события с новой стороны, с точки зрения культуры Востока, а это очень обширный пласт знаний. Восточные люди думают и действуют по-другому, нужно быть полностью погруженным в культуру, чтобы разобраться в природе взаимосвязей. Познав Восток, познаешь весь мир.— Чем кафедра современного Востока РГГУ выделяется с точки зрения преподавания предмета? Какие преимущества вы можете отметить?— Мы стараемся подобрать лучший преподавательский состав. В МГУ вы можете послушать лекции Людмилы Семеновны Бочаровой по экономике арабских стран, в ВШЭ — Игоря Леонидовича Алексеева, в РАНХиГСе — Марии Семеновны Кругловой, а у нас — каждого из этих преподавателей. Наши преподаватели ведут активную научную деятельность, участвуют в международных конференциях. В начале июня состоялось большое международное научное мероприятие — конференция, посвященная арабскому языку и литературе под эгидой Ливанского посольства в Москве. На ней блестяще выступила наш преподаватель Ирина Евгеньевна Билык, сделав свой доклад на арабском языке.Преподавательский коллектив кафедры обеспечивает качественную реализацию всех программ. Кроме того, мы стараемся следовать современным веяниям, например, введен курс, в котором рассматривается логистика стран Востока. Для этого мы нашли отдельного преподавателя, который занимался вопросом на практике в международной логистической компании. Каждый год у нас появляются монографии или публикации, которые являются событиями в научном мире. Научные работы наших преподавателей находят свое признание на министерском уровне. В частности, моя докторская диссертация была признана Высшей аттестационной комиссией при Министерстве науки и высшего образования РФ одной из лучших в 2020 г.Главная особенность кафедры — разносторонний охват знаний. Это экономика, культура, традиции, демография, политический строй и история страны. То есть кроме владения языком (основной язык — 18 часов в неделю), студенты получают обширные знания по страноведению.Еще одна важная черта нашей образовательной деятельности — это акцент на проектно-задачной деятельности. Предлагаемая к освоению информацию у нас рассматривается не просто с точки зрения ее накопления и запоминания, а с точки зрения использования для разработки определенных проектов и решения актуальных, реальных задач.Так студенты учатся анализировать информацию и применять свои знания. Пример кейса на занятии: как должны были действовать военные в Египте во время арабской весны, чтобы защитить свои интересы. Популярны также дискуссионные игры. Недавно проходила, например, по теме: что лучше для Ближнего Востока: западный путь или следование собственным традициям?— 18 часов в неделю? Я правильно понимаю, что на первом курсе ребята выбирают один восточный язык и четыре года плотно занимаются его изучением? Есть ли параллельное изучение, например, английского?— Да, студент выбирает основной язык, на который приходится 9 пар в неделю, но все четыре года изучает также английский язык, общим или специальным курсом. Кроме того, обязателен второй восточный язык. Так, китаисты изучают с третьего года обучения японский язык, а арабисты изучают персидский. Итого в процессе обучения студенты изучают три языка. У нас небольшие языковые группы — от 7 до 14 человек. Это тоже преимущество, занятия носят индивидуальный характер. Студент не может расслабиться, как, например, на потоковой лекции.Можно отметить, что базовые знания, полученные по второму восточному языку, многие впоследствии развивали до свободного владения на высоком уровне. Мы можем дать студенту многое, но не меньше важна и позиция, подход самого студента.— А существуют ли клубы или объединения при кафедре для студентов? Я, кажется, видела на сайте…— Да, у нас существует два клуба. Первый клуб, Клуб молодых востоковедов, нацелен на развитие студенческого научно-творческого потенциала. В его рамках проходят конкурсы, конференции, творческие вечера (например, посвященные арабской поэзии), а эссе по итогам кафедрального конкурса могут быть опубликованы в отдельном сборнике. Данный конкурс, который называется «Кто ты в истории Востока?» — это отдельная история для нашей кафедры. Мы его проводим уже третий год. Студентам предлагалось написать эссе на 1,5 страницы от имени вымышленного героя, поместив его в ту или иную эпоху в истории Востока. Голосование проводится на анонимной основе. Эссе были пронумерованы, а авторство — скрыто от голосующих. В последний раз победителями оказались два студента-китаиста. Один представил себя китайским полководцем Цао Цао, другой — жившим в начале ХХ в. закованным в колодки преступником, который был вынужден перемещаться в них по населенному пункту, в котором его осудили.Второй клуб — Научно-практическое объединение студентов и выпускников кафедры современного Востока. Его цель — наладить связь между выпускниками и студентами. С одной стороны, это обмен опытом, впечатлениями, с другой — возможность практики у бывших выпускников одной кафедры.— Как, по Вашему мнению, на процесс обучения повлияла пандемия?— Многие преподаватели, с одной стороны, стали менее мобильны, мало где бывают по научным интересам. С другой стороны, получается участвовать в конференции, не выходя из дома. Многие вопросы можно обсудить с экспертами, которые находятся за сотни километров от них. Например, мы смогли пригласить в качестве нового лектора специалиста по Японии из Санкт-Петербургского университета.Однако на образовательный процесс влияние пандемии преимущественно негативное. Восточный язык нужно преподавать очно. Конечно, преподаватели ищут выход, вырабатывают методику, разбирают задания отдельно с каждым студентом. Но это не заменяет нормальной живой работы в группах.— А какая сейчас ситуация с зарубежными стажировками?В этом году планируются стажировки студентов-арабистов в Египте — в Каире на 40 дней. Египетская сторона заявила, что готова принять всех. В этом году ситуация лучше, чем в прошлом году, когда мы не смогли обеспечить стажировками китаистов и арабистов.