Это перспективно: 6 необычных профессий, о которых мало кто знает
С развитием науки и цифровой техники в нашей стране появилось много новых профессий. О некоторых из них большинство россиян даже не слышали. Для того, чтобы родителям и детям было легче ориентироваться в специфике необычных направлений (а может, даже задуматься о выборе пути по одному из них), мы вместе с экспертами расскажем о самых интересных и перспективных сферах. И о том, в каких вузах можно получить соответствующее образование. «Летидор» попросил онлайн-школу для занятий с репетиторами Учи.Дома doma.uchi.ru опросить специалистов и узнать, где учат новым профессиям и какие навыки для них потребуются. Продакт-менеджер в IT Продакт-менеджер отвечает за создание и вывод нового продукта на рынок. Эта специальность впервые появилась в сфере IT-стартапов, для которых быстрый вывод на рынок конкурентоспособного продукта – основное правило ведения бизнеса . Несмотря на свою относительную новизну на российском рынке, у профессии большой потенциал. Зачастую таких специалистов путают с проджект-менеджерами, однако у продактов гораздо более широкий функционал и сфера деятельности. Рассказывает Нина Доминго, продакт-менеджер крупной американской IT-компании: «Поскольку в моем случае это программа ERP – Enterprise Resource Planning, то много взаимодействия идет с отделом разработки. Я часто называю себя переводчиком – есть отдел разработки, а есть отдел продаж и партнеров, те, которые понимают, что нужно клиенту. Моя задача – перевести эти требования отделу разработки в виде конкретного технического задания. Предварительной работы очень много: изучить рынок, посмотреть, какого продукта не хватает, какая целевая аудитория, чем мой продукт будет отличаться от других, как его улучшить. Чтобы стать продактом, надо наработать опыт. Получить его можно в отделе разработки, начав с позиции тестера, то есть понимать функционал и постепенно расти». Нина получила базовое техническое образование по специальности «Автоматизированные системы управления (АСО)». Кроме того, за ее плечами MBA по президентской программе и учеба на бизнес-аналитика в Российской академии народного хозяйства. Получить образование продакта можно в одном из технических вузов. Есть и специализированные программы, например, в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого или в Российском государственном социальном университете в Москве. Ученый-ракетостроитель Многие дети до сих пор мечтают стать космонавтами. Однако есть множество альтернативных не менее интересных специальностей, связанных с космической сферой. Ученые в области космонавтики строят спутники, ракеты и различные космические системы. Поскольку эта отрасль сейчас активно развивается по всему миру, то решение сложных задач в космосе – крайне актуальная тема. Рассказывает Александр Шаенко, кандидат технических наук, руководитель проекта 435nm (разработка фотобиореактора, который в автономном режиме сможет поддерживать дыхание человека в изолированной среде): «Я работаю уже почти двадцать лет и за это время строил наши и не наши ракеты, спутники и даже самолеты. Сейчас космонавтика на подъеме, появляются новые компании, реализуются новые проекты, скоро люди снова полетят на Луну и чуть позже – на Марс». Одна из сложных задач, над которой сейчас работают ученые – как обеспечить питанием экипаж, отправившийся на освоение дальнего космоса . Именно над ней сейчас работает команда Александра Шаенко: «Все необходимое для далекого перелета нужно будет везти с собой. Если везти с собой гору запасов не хочется, то можно поступить как на нашем самом большом пилотируемом корабле в истории человечества, планете Земля , можно построить замкнутую биосферу, получающую извне только энергию в виде солнечного света. Мы создаем свою систему на основе микроскопических зеленых одноклеточных водорослей. В самом простейшем случае в системе будут микроводоросли и человек, но в перспективе мы рассматриваем и другие звенья – маленьких плавающих рачков, криль, рыбу и другие организмы. Пока мы в начале пути и дорога у нас впереди сложная и интересная». Александр Шаенко учился в МГТУ им. Баумана на факультете «Космические аппараты и ракеты-носители». Получить специальность можно как в Московском Государственном Техническом Университете им. Баумана, так и в Московском Авиационном Институте. Авиаброкер Для бизнес-авиации пандемия стала стимулом роста – частный борт позволяет не только комфортно, но и безопасно (с точки зрения распространения вируса) совершать перелеты. В задачи авиаброкера входит поиск оптимальной компании или оператора для совершения рейса с учетом всех предпочтений клиента. Он предлагает и договаривается о стоимости, уточняет информацию о модели самолета , организовывает специальное питание и находит удобное время. Таможенные формальности, визы, паспортный контроль, основание на въезд – тоже зона его компетенции. Рассказывает руководитель отдела продаж компании Central Jets Дарья Николенко: «Авиаброкер – это ненормированный рабочий день. Выдерживать такой темп можно только если по-настоящему любишь свое дело. За шесть лет работы эта сфера научила меня дисциплине и многозадачности. Международный язык – английский, но и другие языки будут в плюс, потому что это также механизм доверия в общении с операторами и агентами. В деловой авиации востребованы немецкий, французский, испанский и итальянский». Дарья училась в Южном федеральном университете на кафедре прикладной математики и компьютерных наук и получила специальность – математическое моделирование, а также отучилась на MBA по финансовой инженерии в L’ESLSCA Paris France. Чаще всего в эту профессию приходят выпускники технических, экономических и юридических факультетов, которые постигают ее на личной практике. Им необходимы навыки в продажах и свободное владение иностранными языками. Менеджер волонтерских программ Специалист этой профессии занимается циклом работы с добровольцем для организации. Менеджер должен привлечь волонтера, составить его портрет, обучить, оценить работу и применить его помощь. Рассказывает Дарья Семенова, менеджер волонтерских программ Государственного Исторического Музея: «У меня есть другой функционал (я также заместитель руководителя отдела в музее), но волонтерство – большая его часть. Недавно у нас проходила Ночь музеев и нам помогало порядка 70 волонтеров. Мы очень долго готовились, проходили обучение, как работать с посетителями и как с посетителями с инвалидностью . Основная масса участников нашей программы – студенты, и мне очень важно не только им помогать, но и чувствовать, как волонтерская программа дает толчок к их профессиональному развитию. Наша сфера – это понимание потребностей организации, ее структуры, людей и самой сути добровольчества». Первым опытом личного волонтерства Дарьи стал ГМИИ имени Пушкина. В Государственном историческом музее она работает уже 5 лет. Дарья Семенова окончила факультет искусствоведения МГУ им. Ломоносова. Получить образование в социальной сфере можно в Московском городском педагогическом университете, в Российском государственном гуманитарном университете и других. Зоопсихолог Зоопсихология – это раздел психологии, которая специализируются на поведении диких и домашних животных . Рассказывает Людмила Жукова, кандидат культурологии: «Начав практиковать, я поняла, что при обсуждении семейных проблем мы нередко выходим и на домашних питомцев. Как системный терапевт я склонна рассматривать поведение и людей, и животных в контексте семьи, наблюдая и интерпретируя происходящие в ней процессы. То есть зоопсихолог в идеале специалист как по поведению людей, так и по поведению животных». Анализируя отношение к кошке или собаке, можно понять, как устроена семейная система. Профессия зоопсихолога может быть очень перспективна, ведь она несет пользу не только питомцам, но и людям. Эту специальность преподают на факультете психологии, при этом можно заниматься только с животными , а можно включать эти знания в практику семейной и личной терапии, как это делает Людмила. Людмила Жукова окончила магистратуру Высшей школы экономики по специальности «системная семейная психотерапия». Соответствующие образовательные программы есть в вузах: Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К. А. Тимирязева, Российский университет дружбы народов, Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского и другие. Иллюстратор Современный иллюстратор делает графику и художественное оформление проектов, работает в тесной связке с разными смежными отделами: дизайнерами, методистами, разработчиками. Рассказывает Лена Хамидуллина, иллюстратор-тимлид платформы Учи.Дома: «Так как я тимлид (руководитель команды), в мои задачи входит курирование других иллюстраторов отдела, также я должна следить за качеством и скоростью создания материалов, помогать ориентироваться в задачах и придерживаться единого корпоративного стиля. Я провожу исследования для улучшения визуальной составляющей продукта и продолжаю выполнять задачи штатного иллюстратора: разрабатываю презентации уроков и домашних заданий для предметов школы, иногда рисую визуал для проектов. В моей профессии мне нравится то, что можно балансировать между творческой свободой и четкими корпоративными правилами». Лена получила образование по направлению общего дизайна в Казанском художественном училище имени Н.И. Фешина и закончила РАНХиГС по специальности «графический дизайн». Подобные программы также есть, например, в Московском государственном академическом художественном институте им. В.И. Сурикова или в Московской государственной художественно-промышленной академия им. С. Г. Строганова. «Школьникам иногда очень сложно определиться с будущей профессией и одна из причин в том, что многие даже не знают об интересных и перспективных направлениях. Поэтому образовательная онлайн-платформа Учи.ру совместно с онлайн-школой для занятий с репетиторами Учи.Дома запустили бесплатный курс профориентации , в рамках которого представители самых разных профессий расскажут о своем карьерном пути, дадут рекомендации, как стать успешным в той или иной области», – добавляет Лена Хамидуллина. Фото: Depositphotos