Должно ли быть всегда интересно?

Интересных занятий сегодня ждут не только в детских садах и в младшей школе, но и в старших классах, училищах и институтах. Да и сам взрослый человек, выбирая профессиональный путь, ориентируется исключительно на свой интерес к специальности. К каким последствиям это приводит?

Должно ли быть всегда интересно?
© Вечерняя Москва

В детском саду родители требуют, чтобы их ребенка могли заинтересовать любым делом. При этом отец и мать надеются на формирование у него умений и навыков, которые не связаны с увлекательными видами деятельности.

В школах учащимся стараются разнообразить уроки по всем дисциплинам. Учитель должен не только дать знания детям, но и ежедневно «развлекать» класс, разрозненный по интересам. В результате такого обучения многие дети, учитывая их психологическое и волевое состояние, оказываются неспособными запоминать информацию, рассказанную не в развлекательном ключе.

Становясь студентами, юноши и девушки, ожидают такой же формы подачи знаний в средних и высших учебных заведениях. Молодые люди не умеют трудиться. Зачастую им оказывается легче списать задание или купить, чем читать самим научную литературу.

Сегодня преподаватели сталкиваются с проблемой, что многие первокурсники совершенно искренне не понимают разницы между формулировками «написать самим текст» и «списать с интернета». На экзамены и зачеты приносят работы, в которых соединены отрывки текстов, взятых из разных ресурсов. При этом студент обижается на низкие баллы, жалуется, требует к себе справедливого отношения.

В чем причина? Человеку, воспитанному негласным лозунгом: «Ищи интересной жизни!» — конечно, приятнее смотреть развлекательное видео, чем изучать предмет, с которым будет тесно связана его специальность. Он выбирает то занятие, которое его больше увлекает.

Случается, что молодые люди даже на старших курсах бросают институт и отправляются на «поиски себя». Второй вуз тоже нередко оказывается не по душе.

«Человек ищет собственное место в жизни! Он хочет заниматься интересным делом!» — можно услышать похвальные слова. В действительности сегодня это стало формой оправдания несамостоятельности, страха перед сложностями. Когда работа «приедается», обязанности наскучивают, человек все бросает и ищет для себя идеальное интересное место. При этом месяцами и даже годами он может жить на средства своих родных.

Это вовсе не значит, что нужно устраиваться на первую попавшуюся работу, получать образование в сфере, которая совершенно не приносит радости. Я говорю о неумеренном стремлении к интересной жизни и боязни препятствий. Они могут возникнуть у каждого человека.

История Калужской области тесно связана с судьбой семьи Бруни. Носители этой фамилии были живописцами, поэтами, музыкантами, учеными, архитекторами и др. Супругой одного из представителей прославленного рода — художника Льва Бруни — стала дочь Константина Бальмонта Нина. Она была переводчицей, литератором.

В сложные послереволюционные годы эта уточенная, интеллигентная женщина научилась управляться с домашним скотом, держала корову, много работала на участке. Она не боялась заняться делом, которое не соответствовало ее положению и воспитанию. Другой вопрос, интересно ли ей, жене известного художника, было этим заниматься? Вряд ли. Но Нина Константиновна понимала, что иначе просто не выжить.

Не все сферы деятельности человека связаны с развлечениями и интересом. Бог сказал Адаму, что тот со скорбью будет питаться от земли всю жизнь свою и есть хлеб в поте лица (Быт. 3:17,19). Следовательно, земная жизнь вовсе не рассчитана на получение безграничных удовольствий.

Даже самая интересная специальность не может нравиться во всем. Иногда и любимое дело может наскучивать, утомлять. А если речь идет о рутинных повседневных делах? Бывают моменты, когда приходится пересиливать себя, чтобы их выполнить. Откуда же возникла странная иллюзия, что всегда и все должно быть интересным? Не может быть школьнику на всех предметах одинаково интересно. Это естественно, поскольку у каждого человека есть склонность к определенным видам науки, искусства. Что нравится одному, то остается непонятным другому ребенку.

Обучение — это порой рутинная работа, большой труд, а не только горящие глаза и яркие темы. Если человек осознает это с детства, ему легче бывает учиться в вузе, выполнять обязанности на работе и дома.

Бывают люди, которым уже пятый десяток лет, но они так и не «нашли себя»: работали в разных организациях, но нигде не прижились. С детских лет эти несчастные люди слышали о деле по душе, семейной жизни с идеальным человеком, а когда повзрослели, оказалось, что в жизни все не так. Этим людям оказывается легче «искать свой путь», чем столкнуться с реалиями, а в это время настоящая, многогранная жизнь проходит мимо.

Конечно, совсем без радостей человеку было бы сложно. Есть «занятия-отдушины», которые дают силы на повседневный, подчас однотипный труд. Многие люди, имеющие постоянный круг обязанностей, дополнительно занимаются рисованием, разучиванием музыкальных произведений, различными видами рукоделия. Профессиональные художники, литераторы, музыканты, сценаристы поддерживают себя физическими нагрузками или переключаются на другой вид творческой деятельности. Однако не стоит обращать поиск интересных занятий в главную цель жизни.

«Удовольствие, приносящее наслаждение, кратковременно; едва наступит, как и улетает», — говорил святитель Григорий Богослов. Может быть, к лучшему, что оно не все нам одинаково интересно? Без разнообразия невозможно было бы ценить те отрадные моменты, которые нам даны.

Существуют сферы, в которых для достижения результата нужно себя принуждать к труду. Так, в первую очередь, устроена духовная жизнь.

В православной аскетике удовольствие считается матерью греха, а грех — жало смерти (см. 1 Кор. 15:56). Для постоянного совершенствования приходится бороться с греховными привычками, отказываться от того, что слишком сильно нравится и отвлекает от мыслей о Боге.

Святитель Григорий Нисский говорил: «Хотя и кажется трудною борьба против удовольствий, но не должно никому терять бодрости». Святой отмечал, что человек малодушно увлекается низшими радостями, в то время как отказ от них, борьба со своими хотениями открывает человеку поистине великое, прекрасное и чистое удовольствие. Когда земные интересы и увлечения отходят на второй план, в душе человека водворяется Царство Небесное — радость, не имеющая границ.