Войти в почту

Внедрение "Цифровой образовательной среды" (ЦОС) в российских школах продолжает вызывать опасения родителей учащихся. Программа набирает обороты, обрел силу закон о дистанционном образовании. Стремительное развитие – как и полагается в цифровом мире. Но если робот вдруг окажется выгоднее учителя, не случится ли так, что педагогам придется конкурировать с искусственным интеллектом, а такие проекты, как "Земский учитель", будут свернуты.

Учитель "в цифре"
© Уралинформбюро

Робот есть не просит

Действительно, зачем давать педагогу миллион рублей "подъемных", искать жилье и создавать прочие условия, чтобы заманить его в сельскую школу, если там сможет преподавать его цифровая проекция? Ради бюджетной экономии можно сократить штат в отдаленных образовательных учреждениях и закрыть "дыры" с помощью дистанционных уроков благодаря высокоскоростному интернету.

Попытки оптимизировать здравоохранение уже доказали, что телемедициной особо не полечишь, нужны ФАПы с медперсоналом. Но школа – это ведь не медпомощь, можно и через монитор учителя послушать, никто же не умрет. И школярам не нужно преодолевать, порой пешком, километры до школы, и жертвой скулшутера не стать – сплошные плюсы. И все же перспектива потери учителя волнует многих.

"Настороженность родителей вполне понятна, – говорит психолог Ирина Зуева. – Несмотря на то, что проект по внедрению ЦОС разрабатывался давно, сейчас ситуация обострилась из-за пандемии и резкого перехода на дистанционное обучение. Если бы этого не случилось, цифровизация, на мой взгляд, проходила бы более спокойно и не так болезненно. А сейчас выходят различные нормативные акты, касающиеся удаленного обучения, появляются образовательные платформы типа "СберКласс", к которой у родителей тоже много вопросов. И некоторые испугались, что традиционной модели образования приходит конец".

Вице-президент Российской академии наук, доктор биологических наук Ирина Донник уверена, что нельзя заменить учителя на электронного двойника, живой носитель знаний необходим любым учащимся – что школьникам, что студентам.

Не знаю, как в школах, но в вузах на сегодняшний день есть такая концепция как оптимизация штатной численности преподавателей, – рассказала она "Уралинформбюро". – Например, в советское время был коэффициент 1 к 8 – столько студентов приходилось на одного преподавателя, а на сегодня коэффициент составляет уже 1 к 12 и даже иногда 1 к 14. Планируется достигнуть показателя 1 к 15. Сокращаются и аудиторные часы – только 40% из них приходится на аудиторные, лекционные и практические занятия, а 60% – на самостоятельное изучение. Но много ли студентов могут сами изучать предмет? И потом нам бизнес задает вопрос – почему плохо готовите специалистов? А как мы будем их хорошо готовить при таких нагрузках на преподавателей и таком количестве времени, отведенного на самостоятельное изучение. Хотя знания сегодня не нужно добывать - они все в открытом доступе, преподаватели все равно нужны. Можно создать какую угодно суперсовременную цифровую среду, все равно человек не научится, пока через себя не пропустит, не узнает об этом от живого носителя знания при контакте глаза в глаза, при наличии обратной связи".

По мнению Донник, образование должно быть самой консервативной средой. В ней может изменяться не более 25%, то есть информация будет актуализироваться, но системные знания должны оставаться неизменными. А цифровые технологии могут и должны быть методом коммуникации и получения знаний, но нельзя делать их основным способом достижения этих целей.

О необходимости контакта "глаза в глаза" говорят и детские психологи. Даже взрослые люди лучше воспринимают живого носителя, чем картинку на мониторе, а ребенку еще сложнее сосредоточится на экране.

"Быть сфокусированным в течение 40 минут не получится. На офлайн уроке учитель может остановиться, если, например, кто-то отвлекся, – говорит психолог Наталья Хакимова. – А если школьник перед монитором разлил кофе, уронил ручку, никто его ждать не будет – трансляция идет, и какая-то важная информация может быть им упущена. К тому же школа всегда была не только местом получения знаний. Там дети могут научиться взаимодействовать с ровесниками, взрослыми, разрешать конфликты. Сейчас у школьников и так не слишком много живой коммуникации – сами общаются в мессенджерах, на уроках дискуссии или дебаты все чаще заменяются тестами, где просто нужно галочки расставить в нужных клеточках. А дома - родители, которые также утыкаются в свои гаджеты. И, кажется, что современные дети меньше нуждаются в живом общении, но это не так".

В минобразования Свердловской области со ссылкой на министра просвещения РФ Сергея Кравцова заявили, что Россия не откажется от традиционной системы образования. "На первом месте должна стоять система образования, на втором – технологии, мы никогда не откажемся от традиционной системы образования", – цитируют Кравцова в пресс-службе ведомства.

По мнению чиновника, онлайн-формат серьезно помогает образовательному процессу в тех случаях, когда эпидситуация не позволяет вести очное обучение. В дальнейшем использование онлайн-формата будет расширять возможности традиционного обучения.

В региональном министерстве образования подчеркивают, что ЦОС не помешает реализации программы "Земский учитель". Так, в 2020 году 54 преподавателя получили единовременную выплату в рамках этой программы, в 2021 году ее получат 48 педагогов.

Цифра уравнивает

Челябинская область оказалась в числе четырнадцати регионов-первопроходцев в новый цифровой мир. И на Южном Урале ждут позитивных перемен в результате прихода "цифры".

"Участие в эксперименте по внедрению ЦОС и в других проектах позволит каждую образовательную организацию региона подключить к высокоскоростному интернету, в большинстве школ – обновить компьютерные классы, которые будут подключены к единой информационной системе. Это гарантирует безопасное пребывание детей в интернете и позволяет существенно обогатить школьную программу качественным аудиовизуальным контентом", – рассказали в пресс-службе минобразования Челябинской области.

Внедрение ЦОС в рамках нацпроекта "Образование" стартовало задолго до появления COVID-19 – в конце 2018 года. Региональный одноименный проект реализуется в Челябинской области с осени прошлого года и запланирован до 2024 года. Он не отменяет очного посещения школы и не подменяет живого общения с учителем.

"С 2019 года мы участвуем в федеральном проекте "Цифровая образовательная среда", его задачи – не переход на дистанционное обучение, а создание всех цифровых возможностей в школах, – подчеркивает первый замминистра образования и науки Челябинской области Елена Коузова. – В рамках проекта ведется переподготовка педагогов, создается сеть центров цифрового образования "IT-куб". Первый был открыт в Миассе, затем еще один в Южноуральске. В этом году Центр цифрового развития будет открыт в Сатке. Позже подобные образовательные площадки появятся также в Челябинске, Снежинске, Магнитогорске, Кыштыме и Трехгорном".

К слову, такие центры цифрового образования детей есть и в Свердловской области. Первый "IT-куб" открылся два года назад на базе екатеринбургского Дворца молодежи. В 2020 году открыта лаборатория на базе школы №215 "Созвездие" в микрорайоне Солнечный, а в 2021 году – в Верхней Пышме.

У самих учителей давно появился запрос на освоение новых технологий.

Мы создаем программы по запросу, образовательные учреждения указывают, на что необходимо сделать акцент. Обращаются школы Екатеринбурга и области, – сообщили "Уралинформбюро" в Институте по переподготовке и повышению квалификации УрФУ. – На самом деле у педагогического сообщества еще до пандемии был интерес к информационным технологиям. Просто раньше он был опережающим, а в связи с распространением коронавируса и введением дистанта стал вынужденным. Стало понятно, что откладывать получение такой квалификации уже некуда. Причем изучение должно быть основательным. Если раньше люди просто интегрировали новые методики в образовательный процесс, то сейчас есть необходимость осваивать эту тему глубже – что-то кроме того же стандартного Zoom".

"Педагоги проходят обучение в рамках внедрения ЦОС. У них есть понимание, как использовать новое оборудование и какие новые возможности оно предоставляет", – подчеркивают в челябинском минобразования.

При этом там уверены, что электронные технологии не вытеснят педагога из школы. Более того, тот же "Земский учитель" наоборот станет еще более необходимым и значимым. "Цель цифровой трансформации отрасли образования – обеспечение равных условий получения качественного образования вне зависимости от места проживания обучающихся. То есть для сельских школьников учитель сможет открыть доступ к самому разнообразному образовательному контенту, – объяснили в пресс-службе. – В зависимости от увлечений ребенка и выбранного им направления для проектной работы педагог сможет подсказать, где лучше искать информацию, какую виртуальную библиотеку использовать, к какому научному руководителю из высшего учебного заведения региона или даже страны и мира в целом можно обратиться".

По словам гендиректора образовательной компании MAXIMUM Education Михаила Мягкова, ни в одном документе Минпросвещения, где описываются различные проекты по ЦОС или трансформации региональной системы образования, нет упоминаний о том, что функция учителя нивелируется или исчезает.

Трансформируется – да, видоизменяется – да, но не исчезает, – отмечает он. – Хотя на самом деле идея, что можно транслировать знания сильного учителя из Москвы до окраин, мне откликается. Я наблюдал похожую модель в Китае, где сильные учителя преподают в онлайн-режиме из центра, а местные учителя поддерживают учеников на местах. Неплохая и эффективная модель, которая предполагает использование блендед формата, а не чистого онлайн. И я, конечно, верю в преимущество этого формата и в его возможности, которые можно использовать для повышения эффективности образовательного процесса и получения лучших образовательных результатов. И это совершенно не отменяет программу "Земский учитель". Напротив, государство не может допустить полного умирания сельских школ".

Школа всегда была "лакмусовой бумажкой" для села. Стоит ее закрыть - село обречено на медленное вымирание. В дореволюционные времена для закрепления учителя в сельской местности было принято брать его "на кошт" - местные жители обязаны были предоставить ему жилье и пропитание. Может быть, государство, взяв современного учителя "на цифру", реально поможет ему и его ученикам.

Кира АЛЕКСАНДРОВСКАЯ