Войти в почту

Наши дети растут варварами

Первая — отказ в большинстве стран от университетской системы преподавания, содержащего основы всех наук, в пользу обучения утилитарно-фрагментарного, при котором даются только знания, предположительно нужные для дальнейшей самореализации. А вторая — как ни странно, повсеместная доступность интернета. Ощущение, что все можно в любой момент узнать по одному клику, лишило стимула к самостоятельному поиску, накоплению и усваиванию информации. Но ведь знания, которые отложились в голове, не просто ждут своего часа — они независимо от твоего желания формируют картину мира, систему представлений, помогающую решать эвристические задачи.

Наши дети растут варварами
© Вечерняя Москва

В нашей стране есть и специфические беды. Подготовка к ЕГЭ предполагает натаскивание на то, чтобы проверяемый дал нужные ответы. Выпускник, не научившийся мыслить, при столкновении с профессиональными или жизненными проблемами беспомощен. Многолетний отказ от сочинений и устных ответов на экзаменах привел к тому, что два поколения выросли безграмотными и косноязычными. Даже выпускники гуманитарных факультетов не умеют строить связную фразу, их словарный запас минимален, ведь никто не оценивал, как они рассуждают вслух, не исправлял их ошибки.

Про навыки письма и общую эрудицию и говорить нечего. В бытность главным редактором «Литературной газеты» (в 2001–2017 годах — п«ВМ») я не видел ни одного выпускника журфака, который мог бы написать хотя бы маленькую заметку без ошибок — причем таких, которые раньше называли ошибками двоечника. Одна молодая журналистка на вопрос, читала ли она «Сагу о Форсайтах», выдала: «Нет, писателя с таким редким именем — Сага — я бы запомнила!» Человек, на секундочку, не инженером-строителем собирался работать!

Хотя в советское время и в устах инженера-строителя такой ответ был бы смешон. В 1970-е годы техническая интеллигенция знала и ценила художественную литературу. Мы, молодые поэты, не раз убеждались в этом на встречах с читателями...

Любой слом жизнеустройства ведет к тому, что философ Семен Франк назвал варваризацией. Так было и после революции 1917 года. Но, обложенная со всех сторон недружественным империализмом, наша страна сообразила, что без повышения культурного уровня населения нельзя укрепить обороноспособность и устоять в мировой бойне. Надеюсь, на нынешнюю варваризацию тоже наконец взглянут системно. Ведь молодое поколение, не знающее, что такое Сталинград, на новую войну (не дай бог она грянет) вряд ли поднимется.