Сегодня праздник у ребят, ликует пионерия…

19 мая раньше очень пафосно отмечали День пионерии. С торжественными линейками и телевизионными трансляциями из Кремля. Как когда-то написал анонимный автор газеты «Пионерская правда»:

Сегодня праздник у ребят, ликует пионерия…
© Свободная пресса

Сегодня праздник у ребят,

Ликует пионерия,

Сегодня в гости к нам пришел

Лаврентий Палыч Берия…

Отмечают праздник и сейчас, вспоминая свое детство, люди от сорока пяти лет и старше. Но в основном это происходит в тесном кругу, лучше, если на даче под шашлыки.

Это нормально. Ведь мы, бывшие пионеры, когда-то обещали «трудится и учится для блага Родины», готовились стать ее защитниками. Некоторые стали. Что в этом плохого?

Пионер – это «активный борец за мир, друг пионерам и детям трудящихся всех стран». Он равнялся на старших, и уважал их, готовился стать взрослым, вел за собой малышей, заботился о них. Пионер дорожил честью своей организации, своими делами и поступками укреплял ее авторитет. Всегда поступал по совести. По крайней мере, обещал. Разве это не общечеловеческие ценности?

Пионер имел право избирать и быть избранным в органы пионерского самоуправления. Сейчас мы тоже имеем право, но не все пользуются ценностями народовластия. А разве плохо «обсуждать на сборах, слетах, сборах советов отрядов и дружин, в печати работу организации, критиковать недостатки, вносить предложения в любой совет организации, вплоть до Центрального»?

Вспоминает Андрей Федоров, бывший юный пионер Кубы:

- В 1967 году мне исполнилось семь лет. Время идти в школу: «Первый раз, в первый класс». Только пришлось идти не в московскую школу в Советском Союзе, а в школу для детей советских специалистов на Кубе. Мою маму Галину Григорьевну Федорову послали работать на Остров Свободы – преподавателем начальных классов.

Как-то раз участвовал в соревнованиях между советскими и кубинскими детьми. Занял первое место в плавании. Немного очухавшись, хотел бежать домой. Но меня поймали, обтерли полотенцем, одели и поставили в строй вместе с нашими пионерами из 4-го класса.

Рауль Кастро пожимал всем руки. Когда дошла очередь до меня, спросил через переводчика у директора нашей школы: «Почему этому маленькому ловкому пловцу не достался пионерский галстук монкадиеста?» Так назывался кубинский двухцветный пионерский сине-белый галстук - в честь кубинского национального героя Гильермо Монкадо, возглавившего революционную борьбу кубинского народа против колониального гнета Испании.

Министру обороны острова Куба объяснили, что я еще октябренок и учусь только в первом классе, а в пионеры меня примут только через два года.

«У нас на Кубе детей в пионеры принимают с шести лет, поэтому, если разрешите, я хочу его принять в кубинские пионеры», - сказал, улыбаясь, Рауль Кастро. Естественно, возражений не было. Тут же принесли кубинский пионерский галстук, и Рауль, повязав мне его на шею, отдал воинскую честь. В ответ я сжал ладонь в кулак и крикнул что было силы: «No pasarаn!», чем вызвал бурю одобрения советской и кубинской сторон.

Так я стал одновременно и октябренком, и кубинским пионером. Все время, пока жили на Кубе, носил галстук Рауля постоянно. А когда вернулись в Союз, директор нашей школы №272 не разрешила мне носить бело-синий галстук. Я ответил, что снять с меня его могут только «Молодые революционеры Кубы», по-нашему комсомольцы, если я окажусь трусом и предам интересы кубинской революции.

Узнав от мамы, кто именно принимал в кубинские пионеры ее сына, директриса притихла. Нашли компромисс – снаружи я стал носить, как положено, красный галстук, а под рубашкой, у самого сердца кубинский. Так и проносил два галстука до 14 лет, пока не вступил в комсомол…

Комментирует Константин Марков, кандидат исторических наук:

- И в Российской Империи, и в Советском Союзе было тяготение к единообразию. Помните, какой был жесткий контроль за студентами и гимназистами в эпоху Николая Первого или контрреформ Александра III? Студенты и гимназисты считались самыми неблагонадежными. Их всячески ограничивали. В какой-то степени это продолжилось и в Советском Союзе. Идеологическое поле было полностью вычищено. Мы жили в изоляции от западных тенденций.

Сейчас такого нет. Полный, безбрежный простор. Никакая идеология нашим государством официально не признается. Речь может идти только о конкуренции. Изменились социальные условия. Восстановление единообразия невозможно.

Можно сказать: пусть партии работают со своими избирателями и их детьми. Но ведь воздействие этих сил на общество у нас тоже ничтожно. Партии по большей части созданы сверху, став винтиками государственного аппарата. А они должны быть элементами гражданского общества и создаваться снизу. Влияние Православной церкви тоже весьма невелико. Так что у нас разброд и шатание.

В обстановке плюрализма влияние разрозненных детских организаций на умы минимально. Сейчас, учитывая, что есть Интернет, государственные организации не могут конкурировать со стихийным воздействием. Или с неформальными организациями.

Хотя и есть какая-то ностальгия по-старому, но попытки возродить что-то типа Всесоюзной пионерской организации, обречены на провал. Дети сейчас предоставлены сами себе. И они не готовы признавать никаких авторитетов. Кроме может быть… японского аниме да корейской поп-музыки. Ведь это очень хитрая коммерция. А для наших детей - бегство от действительности, эскапизм.

В нашем потребительском обществе главное - создание для себя зоны индивидуального комфорта. А все эти детские организации – нацеливают на общественное служение. Люди не понимают: как это можно - выйти из зоны комфорта и подчинить себя некому действию ради общественного блага? Это происходит как у нас, так и в других странах.

В традиционных обществах, например, в Иране все по-другому. Никаких детских организаций там, конечно, нет. Воспитание детей происходит в общинах. Но – только в деревнях. В городах – все то же самое, что у нас или на Западе - разобщенность…

После смены строя в России с надоевшего коммунистического на заманчивый капиталистический пионерскую организацию чуть ли не насильственно распустили. Раздражала идеологическая окраска: Ленин, коммунизм, красный галстук, значок, ритуалы, клятва пионера, горны, барабаны. Барабаны-то им, чем не угодили? А что касается Ленина, то пару лет своего существования, до самого 1924 года и смерти вождя мирового пролетариата, пионерская организация носила имя древнеримского гладиатора Спартака.

А началось все с того, что супруга основателя советского государства Надежда Крупская заинтересовалась скаутским движением и стала продвигать что-то подобной в Советской России. Скауты, или в самом начале «бойскауты», появились в экспериментальном лагере на острове Браунси в Англии в августе 1907 года. Двадцать мальчиков с воспитателями провели вместе девять дней за городом. Им понравилось.

У советских людей скаутское движение плотно ассоциировалось с Америкой. Помнится, когда показывали какой-то фильм про индейцев и диктор торжественно произносил: «Это было время пионеров и первопроходцев», в зале дружно ржали, вспоминая юных пионеров.

Вот что рассказал нынешний последователь «пионеров и первопроходцев» скаут-мастер Межрегиональной детской общественной неполитической организации разведчиков-скаутов (НОРС-Р) Сергей Воздвиженский, он же скаут Белый Песец:

- Я в прошлом старший пионервожатый. Скаутское движение не является преемником пионерской организации ни в юридическом, ни в материальном, ни в методическом смысле. Сравнивать государственную организацию с самодеятельной по количеству участников тоже не приходится. Что касается попыток нового объединения детей, то, мне не понятно, зачем пытаться объединить всех в одну кучу. Чтобы кому-то сподручнее стало всех положить на полочку, одинаковых в ряд? Это не современно. Отсутствие разнообразия, догма препятствуют развитию.

У нас есть братская Организация российских юных разведчиков АРЮР. Она действует на основе старых традиций Православия, хорошо себя зарекомендовала в эмиграции, и, вернувшись в восьмидесятых годах ХХ века в Россию, продолжает свое дело. У нас есть понимание необходимости быть вместе с ними.

Может ли у разных детских организаций быть какой-то «круглый стол»? Если мы действуем в интересах страны, то такой должен существовать. А в остальном мы вне политики…

Смогут ли сосуществовать в одном месте разные организации - пионеры, "соколята Жириновского", скауты и «юнармейцы Единой России»? Не внесет ли это раздрай среди детей? Конечно, внесет. Но ограничить страсти определенными рамками – зависит от взрослых. Ведь когда на одном поле встречаются любители некой спортивной игры: хоккея, футбола или баскетбола, они время от времени начинают ругаться, а то и подерутся. Но вдоволь наругавшись, выпустив эмоции, продолжают играть в общую игру. А вне поля они иногда даже дружат.

В советские времена юные пионеры и даже иногда октябрята занимались сбором макулатуры и металлолома. Порой кажется, что сейчас это не актуально - соберешь весь металлолом, все до одной алюминиевый банки, стекло и пластмассовую тару, а чем станут зарабатывать себе на пропитание бомжи? Или зачем тимуровское движение с его помощью одиноким старикам, ведь есть волонтеры? Однако если попытаешься разобраться с кошмаром той же мусорной реформы, понимаешь, что никаких волонтеров не хватит. Как их не хватает их сейчас, в третью волну эпидемии COVID.

Нужна ли в наше время одна, единая детская организация или пусть они существуют как сейчас во множестве и по большей части сами по себе – это, в конечном счете вопрос политической воли нынешнего или будущего руководства страны. Но никак не бывшего - от Надежды Константиновны Крупской уже совсем ничего не зависит.