Вся правда про драки в советских школах
Сейчас принято либо идеализировать, либо демонизировать школьные взаимоотношения в Советском Союзе. Кто-то со словами «спасибо партии за это» вспоминает счастливое детство, кто-то рассказывает о жестоких массовых побоищах между территориальными бандами. И те, и другие говорят правду.
По сути дела, существовали два параллельных сообщества, в каждом из которых имелись свои правила. Советские криминалисты считали, что законы, по которым жил уличный подростковый мир, писались еще в послереволюционной беспризорной среде. Именно поэтому «трудные подростки» дрались жестоко, стараясь травмировать соперника. В то же время кулачные стычки в школьных классах регулировались иными правилами, прежде всего «не покалечь» или «не бей лежачего». Об этом и поговорим, опираясь на воспоминания учеников из 70‑х и 80‑х годов прошлого века.
Первый раз в четвертом классе
Если в послевоенное время дети чаще всего воспитывались матерями-одиночками или в интернатах, то в 70‑х и 80‑х годах сирот было мало. Более того, все больше мальчиков и девочек воспитывалось в интеллигентных семьях. По общему мнению советских учителей, в начальной школе дети вели себя вполне дружелюбно. Первые синяки, ссадины и разбитые носы наблюдались только в четвертом классе. Но на вопрос, кто побил, старались не отвечать.
«Зачинщиками таких драк, как правило, были мальчуганы из многодетных семей, — рассказывает бывшая учительница Анна Ивановна Краснова. — Дома их поколачивали старшие братья, так что наглядный опыт, как ударить, у них уже был».
До первых слез
Конфликты среди детей в четвертом классе являли собой своеобразную форму социализации. Таким образом мальчишки, как будущие мужчины, утверждали место в своем маленьком мире. «Драки могли вспыхнуть и в классе, но обычно сходились подальше от взрослых глаз, на школьном дворе за туалетом, — вспоминает 55-летний Юрий Некрасов. — Вокруг драчунов собирались любопытные. Вначале пацаны двумя руками пихали друг друга в плечи со словами «нарываешься» или что-то в этом роде. Потом один захватывал шею другого, и оба валились на землю. При этом старались ткнуть соперника кулачком в нос». Проигрывал тот, кто первый начинал плакать.
Боксеры против самбистов
В пятом классе большинство троечников, да и хорошистов, считали, что правильно драться важнее, чем учеба. Одни шли на ринг, другие — в секции борцов. Интересно, что в школах спортсмены выясняли отношения редко, выплескивая, очевидно, свою агрессию на спортивных занятиях. Кстати, педагоги отмечали, что спорт положительно сказывался и на оценках.
«Было повальное увлечение техникой ударов ногами, — делится воспоминаниями военный пенсионер Андрей Саньков. — На улицах и в классах можно было видеть подростков, которые стремились нанести маваши (круговые удары ногами) и тоби-гери (удары в прыжке) по мнимому сопернику. В реальной драке пользы от этого было мало, поэтому в стычках по-прежнему били кулаками, стараясь лягнуть ногой в пах». Впрочем, к этому времени неписаные законы стали жестче. Победитель мог нанести несколько ударов по уже поверженному сопернику.
Улица родная
Вне школы царили уже другие порядки. Но утверждать, что на улицах господствовала шпана, тоже неверно. Конечно, мальчишек могли побить за то, что они зашли на «чужую территорию». Но чаще всего это касалось членов уличных банд или «узнаваемых пацанов». Справедливости ради, милиция совместно с инспекторами по делам несовершеннолетних в целом держали ситуацию под контролем.
Смотрите также: Как проходила жизнь каждого советского школьника