Войти в почту

Герой Труда Юрий Лепехин: «Хочешь получить хорошую профессию – учи информатику!»

Юрий Лепехин – Народный учитель РФ, Герой Труда России. В свои 78 он продолжает работать на полную ставку в школе (номер образовательного учреждения совпадает с возрастом заслуженного педагога), а также проводит бесплатные индивидуальные занятия с ребятами, которые хотят поглубже вникнуть в тему. Он заражает своей любовью к математике и информатике, заряжает энергией и вселяет веру в себя. Попасть в руки такого специалиста – большая удача. В интервью «Волгоградской правде» Юрий Васильевич рассказал, какие специальности будут самыми востребованными в обозримом будущем, кому стоит идти в десятый класс и как изменились условия работы волгоградских учителей.

Герой Труда Юрий Лепехин: «Хочешь получить хорошую профессию – учи информатику!»
© Волгоградская правда

– Юрий Васильевич, как вы считаете, какой труд сложнее: умственный или физический?

– Вы знаете, должно быть сочетание того и другого. Человек должен и руками уметь работать, и головой трудиться. Поэтому хорошо, когда в школе есть мастерские, где ребята могут получать какие-то трудовые навыки. Когда умеешь делать что-то своими руками, многое из теории оказывается воплощенным в жизнь.

– На ваш взгляд, какие профессии будут наиболее востребованы в будущем?

– Возможно, я рассуждаю несколько эгоистично, но мне кажется, что очень востребованы будут все профессии, связанные с компьютеризацией. Мы часто меняли направление, нам казалось важным то одно, то другое. Например, Хрущев в свое время говорил о грядущей химизации всего народного хозяйства. Да еще Ломоносов отмечал: «Широко простирает химия руки свои в дела человечества». Однако в современных условиях одной из самых главных дисциплин становится информатика. Здесь и станки с числовым программным управлением, и современные тракторы, комбайны. Без знания компьютерных технологий невозможно управление боем. Надо ведь такой «умный» снаряд сделать, который может менять направление и два, и три раза, следуя за целью.

– Мы видим, что сегодня большое внимание уделяется образованию и ранней профориентации. В регионе открываются «Кванториумы», в которых ребята имеют доступ к современному оборудованию: собирают роботов, коптеры, ветрогенераторы и так далее. Десятками открываются центры «Точка роста» в сельских школах. Раньше можно было о таком лишь мечтать... Позволит ли это вырастить поколение молодых ученых, которые помогут стране быть в передовиках по уровню развития технологий?

– Конечно! Вне всякого сомнения! Мы и сами стараемся заинтересовать ребят. Совсем недавно приглашали в школу целую группу ученых государственного университета, факультета математики и компьютерных технологий.

Вообще так получается, что большинство моих учеников так или иначе связывают свою дальнейшую судьбу с компьютерными технологиями.

– Но не всем же быть учеными: на заводах не хватает токарей, фрезеровщиков, плавильщиков...

– Да, но знаете, у того же токаря сегодня в распоряжении сложнейшее оборудование с программным управлением, и он не может обходиться без знаний информационных технологий. Не обязательно становиться ученым, но если ты освоил навыки компьютерного программирования, то тебе гораздо легче будет выбрать профессию. Освоить компьютерную науку в вузе будет сложнее, потому что там программа очень сжатая, а в школе как раз можно планомерно заложить необходимые знания.

– Кому вы посоветуете идти в 10 –11-е классы, а кому начать профобразование в техникумах, колледжах, училищах?

– Здесь, конечно, все зависит от способностей, успехов конкретного ребенка: если человек в девятом классе еле-еле тянет, то, может быть, и не стоит рассчитывать на высшее образование. Возможно, ему лучше сразу получить среднее техническое. Но тут палка о двух концах: когда начинаешь после 9-го класса поступать в колледж, то выясняется, что есть очень хорошие колледжи, которые дают суперсовременные специальности и в которых огромный конкурс. Я сделал такое наблюдение: высокий конкурс, как правило, в те колледжи, после которых можно успешно устроиться на работу: во-первых, эта работа есть, во-вторых, она престижная и, в-третьих, высоко оплачиваемая. И есть колледжи, в которых конкурс очень маленький, и вроде туда легко поступить, но по окончании становишься дипломированным безработным.

Поэтому основная масса идет в старшие классы. Тем более что здесь также есть выбор. Это раньше все 10–11-е были одинаковые, а теперь есть химико-биологический, который я выберу, если планирую стать врачом, или физико-математический, если планирую получить инженерную специальность, гуманитарного профиля и так далее.

И если до 9-го класса обучение строго по территориальному принципу, то есть, если ты живешь на улице, закрепленной за определенной школой, – значит, иди в нее, то для старшеклассников такой привязки нет. Ты можешь выбирать. То есть возможности для профориентации есть и в школе. Беда в другом – не все к этому времени готовы сделать выбор...

– Как раз хотелось спросить об этом: знают ли современные ребята, чего хотят? И как вообще меняется контингент школьников: насколько охотно учатся современные дети?

– Конечно, они сомневаются, колеблются, думают, что где-то там, за рекой, все наладится, а проходит еще два года и ничего не налаживается, за рекой все тот же туман. Поэтому хочешь не хочешь, а надо определяться с направлением уже перед старшими классами, и мы долго шли к тому, чтобы у нас были школы разного направления, начиная с 10-го класса. Мы перестраиваемся, и это большое достижение.

Я не могу сказать: лучше стали ребята учиться или хуже. Всегда есть более и менее способные и старательные. Но всегда очень важно соблюсти баланс, найти правильное соотношение между школой и дополнительным образованием. Сейчас очень много разных кружков, платных и бесплатных занятий практически при каждом вузе, факультативных курсов. Это замечательно, но не должно быть перекоса в сторону какой-то специализации в ущерб общеобразовательной программе.

Можно и в кружок ходить, и в политех или ВолГУ ездить, а потом русский и математику сдать на 35 баллов, то есть едва переступить порог – и тогда ни о какой конкурсной составляющей не может идти и речи. Нужно понимать, что 10 –11-й класс – это время очень сложное, время тяжелой работы, которую нужно организовать максимально рационально.

– Юрий Васильевич, а насколько охотно работают современные учителя? И как изменились условия работы педагогов?

– В последние годы резко улучшилось материальное состояние школ. По сравнению с тем, что было еще 10–15 лет назад, стало гораздо больше компьютеров. Во многих школах оборудуют специальные компьютерные кабинеты, и, когда нужно провести какой-то урок с применением техники, это не обязательно информатика, но и химия, биология, физика, с какими-то расчетами, лабораторными работами, в таких кабинетах это очень и очень удобно!

Если говорить о педагогах, то, прежде всего, учитель должен быть хорошим. Это значит, что он сам должен быть очень знающим и должен уметь донести свой предмет. А хороший учитель получается только в результате конкурсного отбора. И если мы платим учителю мало, ниже среднего уровня, то лучшие кадры вымываются. Они оказываются где-то в других местах, но не в школе. Поэтому нужно решительно поднять зарплату учителя в два-три раза. Если мы это сделаем, то не будет и дефицита учителей. Я каждый год подхожу к директору и спрашиваю, как у нас с учителями, и она всегда отвечает: ой как неважно! Пять-семь человек не хватает – физика, математика, преподавателя английского языка, русского и литературы и так далее…

Также очень важно сочетание материальных и моральных стимулов. Не нужно бояться вручить лишнюю грамоту педагогу. Например, сдали ребята экзамен с более высоким результатом, чем в среднем по району – все, нужно дать грамоту. А кроме того премию. Какого размера – это уже второй вопрос. Если мы таким образом будем стимулировать сотрудников, морально и материально, лучшие учителя будут приходить в школу. И тогда вообще все будет просто замечательно.

– Юрий Васильевич, совсем недавно Волгоград принимал финал Всероссийского конкурса «Учитель года». По вашим ощущениям, как все прошло?

– Я был на финале конкурса, выступал на пленарном заседании. Хочу сказать, что это очень хорошее, нужное мероприятие. Это дает возможность посмотреть много уроков, методов работы. Все участники настроены очень позитивно – для них это хорошая школа и полезная эмоциональная встряска.

Регион прекрасно справился с ролью организатора. Большая часть мероприятий проходила в новой школе «Долина знаний». Кстати, директор этой школы тоже в прошлом был участником этого конкурса…

– Что характерно, этой школы еще несколько лет назад не было. Как и ГДЮЦа, на площадке которого также проходила часть конкурсных мероприятий. Он стоял законсервированный и ждал сноса... Это к вопросу о том, какие перемены происходят в образовании...

– Да, на открытии ГДЮЦа я тоже присутствовал, и это было действительно замечательное событие!

– Надо сказать, что вы постоянно в гуще событий. Активно участвуете в общественной жизни. Сейчас вообще власть очень активно взаимодействует с обществом: действуют советы, проходят встречи – то с ветеранами, то со студентами. Насколько это важно?

– Действительно, в регионе выстроен конструктивный диалог, прежде всего стараниями Андрея Ивановича Бочарова. И это очень важно. Совсем недавно был на мероприятии по поводу 800-летия со дня рождения Александра Невского. Было очень приятно, когда губернатор вручил мне хрустальный макет строящегося собора, сделанный очень искусно. Это важно не только для меня, но и для общества в целом. Когда глава региона демонстрирует доброе, заинтересованное отношение к учителю, это вдохновляет. Когда общество видит, что учитель значим, его выделяют, то это помогает менять образ педагога в общественном сознании.

Это большая, комплексная работа. Очень здорово и то, что в регионе сложилась добрая традиция давать имена прославленных земляков улицам, паркам, скверам. В Тракторозаводском районе в честь Федора Федоровича Слипченко назван лицей, которым он долгое время руководил. Это дает мощный воспитательный эффект.

– Юрий Васильевич, можете вспомнить, когда за всю карьеру вам было труднее всего работать и когда наоборот – проще?

– Легко не было никогда. Как говорят, легко катится только пустая телега. А учителю всегда сложно, потому что всегда нужно углубленно работать не только над предметом, но и методикой преподавания. И не только в школе, но и дома готовиться к урокам. Но в то же время это очень интересная, творческая профессия. И я советую всем, у кого есть склонность, не бояться идти на педагогические специальности!