Народный учитель России Эльза Кожанова: «У детей должны вырастать крылья»
Каждый класс Эльзы Кожановой, уходя из школы, непременно оставляет на память фотоальбом. Во время разговора мы рассматриваем эти снимки. Сегодня дети, которые запечатлены на фотографиях, – знаменитые врачи, руководители предприятий, предприниматели, учителя, учёные, деятели искусств. Среди учеников Эльзы Алексеевны – доктор медицинских наук, профессор Олег Охотников, выдающиеся музыканты Андрей и Михаил Ивановы, директор Курской государственной картинной галереи Игорь Припачкин и другие известные люди. Педагог должен бытьв душе актёром – Эльза Алексеевна, кто первым поздравил вас с наградой? – Моя коллега и подруга – Мария Никитична Пинаева. Она позвонила поздно вечером. Я готовилась к урокам и немного удивилась. Конечно, я знала, что представлена к этой высокой награде. Но не думала, что получу её именно сейчас. – В вашей семье были учителя? – В начале своей трудовой деятельности папа преподавал литературу. Могла стать учителем и бабушка – она закончила гимназию, в совершенстве владела немецким языком. Многими знаниями я обязана именно ей. Дедушка, начальник отделения Московско-Курской железной дороги, умер очень рано, и она одна осталась с тремя детьми. Вышла замуж второй раз. По доносу «доброжелателей» её второй муж был арестован, попала в тюрьму и бабушка – как жена врага народа. Её отпустили как многодетную мать, но лишили всех гражданских прав. Нам, внукам, бабушка уделяла очень много времени. Я была её любимицей. Когда я родилась, мама и бабушка немного поспорили, какое имя мне дать. Бабушка хотела назвать меня в честь своей сестры. Имена написали на листочках и тянули жребий. Так я стала Эльзой. – Правда ли, что вы мечтали стать актрисой? – В детском саду я пела и читала стихи на утренниках. Декламации меня учил папа. В том же возрасте я выступала на концертах и перед ранеными в госпитале, участвовала в театральных постановках. Уже тогда поняла, что на сцене чувствую себя очень свободно. Но относительно актёрской профессии папа моих планов не одобрил. Наверное, чувствовал, что моё призвание не в этом. Может быть, знал, что я стану хорошим учителем. Я очень ему благодарна. Думаю, педагог должен быть в душе актёром, так что, можно сказать, мои артистические способности пригодились. – В школьные годы вы сразу полюбили химию? – Вначале к этому предмету я была равнодушна. Я любила литературу. Но к нам пришла новая учительница химии, которая смогла разбудить интерес к своему предмету. Она удивляла нас, демонстрируя химические реакции – «вулкан», «серебрение монеты» и другие не менее захватывающие опыты. Побуждала нас думать, почему возможна та или иная химическая реакция? Это был, наверное, первый толчок. К тому же я отлично знала математику. А тем, кто хорошо успевает по этому предмету, легко даётся и химия. Позже она помогла мне определиться с выбором будущей профессии. Школу я закончила с серебряной медалью. Поступила в педагогический институт на факультет химии и биологии. – Расскажите, пожалуйста, о своих первых уроках. – Моя педагогическая деятельность началась в Белоруссии, куда моего мужа, военного, направили служить. Жили мы в райцентре, в городе Сморгонь, а работать я начала в одной из сельских школ. Добираться туда приходилось на грузотакси. Встретили меня очень радушно – белорусский народ добрый и гостеприимный. В школе, как обычно, каждый день кто-то из педагогов дежурит. В такие дни учитель должен прийти раньше других, и я не успевала. Накануне дежурства коллеги всегда предлагали ночлег. В школе дети разговаривали на белорусском языке, а я на русском. Но мы прекрасно понимали друг друга. Ученикам нравился мой курский выговор: «Эльза Алексеевна, как вы красиво говорите!». Из всего педагогического объединения учителей химии (преподавателей неполных средних школ) я была единственным педагогом с высшим образованием, меня назначили руководителем методического объединения учителей химии. У каждого предметника свои тонкости методики. Чтобы обмениваться опытом, мы с коллегами ездили в соседние школы. Добраться было непросто – вокруг белорусские леса. Но мы были молоды, и нас ничто не останавливало. Встречаемся каждый год и не можем наговориться – Эльза Алексеевна, 47 лет вы проработали в школе №6. Помните свой первый класс? – Школа №6 и тогда, и сейчас – одна из лучших в области, мы входим в топ-500 лучших школ России. На работу я шла с трепетом. Здесь преподавали выдающиеся учителя: среди них химик Антонина Александровна Сухомлинова, физик Семён Борисович Золотарский и другие прекрасные педагоги. Мне предложили руководство в 9 классе «Б», насчитывающем 38 человек. Первого сентября состоялось моё знакомство с классом, а со второго мы с учениками отправились в колхоз, помогать в уборке урожая. В течение сентября мы каждый день ездили в поле, после обеда возвращались домой. До работы мы с учениками добирались на электричке. А вскоре произошло следующее: несколько мальчиков проехали нужную станцию и, выйдя на следующей, устроили себе «отдых на природе». Вечером кто-то из родителей, не представившись, позвонил мне домой и сообщил, что ребёнка до сих пор нет дома. Трубку взяла моя свекровь, так что понять, кто же из детей пропал, было невозможно. Телефоны в то время были не у всех… На улице уже стемнело, шёл дождь. Я отправилась к каждому из тех, кто в тот день «проехал» станцию. Все они были дома! Кто же из родителей мне позвонил, так и осталось неизвестным. «Прогульщики» на следующий день пришли с повинной головой. Так состоялось наше знакомство. Тогда мне ещё только предстояло завоевать признание класса. Это был очень необычный класс. Его сформировали из трёх восьмых, и вначале ребята держались группами. Чтобы сплотить коллектив, я старалась, чтобы дети как можно лучше узнали друг друга. Мы много времени проводили вместе, были заняты общими интересными и полезными делами. Путешествовали не только по области – по всей России: Ясная Поляна, Спасское-Лутовиново. Вели большую поисковую работу. Я начала её, когда сама училась в школе. Помню, как наш учитель истории организовал поход пешком от Лукашевки (где была наша школа) до Дмитриева. Сколько впечатлений было! Мы встречались с партизанами, видели места сражений, спускались в землянки, слушали рассказы очевидцев тех героических событий. Мы собрали огромный материал о партизанском движении в Курской области, прошли боевыми дорогами. Побывали на родине Веры Терещенко в селе Дерюгино. Каждый год 9 Мая в Дмитриеве со всей страны собирались партизаны: вспоминали военные годы, участвовали в торжественных мероприятиях, посвящённых Дню Победы. С бывшими партизанами посчастливилось встретиться и моему классу. Кстати, в нём учился и будущий народный артист Игорь Скляр. Игорь спел «Шумел сурово брянский лес», ветераны были растроганы, у многих навернулись слёзы на глазах. В этом классе училось много разносторонне талантливых ребят. Моя дружба с учениками этого класса продолжается до сих пор. Каждый год в конце мая мы встречаемся и не можем наговориться. Судьба у всех сложилась по-разному. Их взросление прошло в непростое для страны время. В 90-е годы некоторым пришлось поменять профессию. Но они не сломались, нашли своё место в жизни и благодарны школе за то, что она научила их трудиться. СПРАВКА “КП” Эльза Алексеевна Кожанова создала собственную систему преподавания химии. Она автор более 60 публикаций, её разработками и учебными фильмами пользуются педагоги Курской области. Эльза Алексеевна – почётный гражданин Курской области, лауреат регионального конкурса общественного признания «Человек года-2013» в номинации «Мудрость и опыт», народный учитель РФ, почётный работник науки и образования Курской области. Хорошо объясни и хорошо спроси – Сегодня большое внимание уделяется работе с одарёнными детьми. Есть ли в школе условия для этого? – Сегодня особенно необходимо поддерживать таких учеников, детей, проявивших выдающиеся способности при изучении разных предметов. Хотелось бы, чтобы у наших детей была возможность как можно полнее реализовать свои способности. Помогли бы образовательные центры, свои областные «Сириусы», где школьникам могли бы преподавать учёные, где дети имели бы возможность работать в лабораториях, оснащённых современным оборудованием. Чтобы у них были равные условия приобретения знаний с учениками столичных школ. На встрече с губернатором Романом Старовойтом я поднимала эту проблему, он обещал заняться её решением и создать такие центры в нашем городе. – Чей успех дороже учителю – одарённого ученика или школьника, который вначале не любил его предмет? И как ставить оценку, если способности у ребят разные? – Учителю дорог успех каждого. К занятиям с одарёнными детьми я, конечно, готовлюсь отдельно. Ведь иначе на уроке ему будет скучно. Обычная программа такому ученику неинтересна. Но бывает так, что предмет не даётся. И если такой ученик блестяще сделал то, что вчера было ему не под силу, – он получит высокую оценку. Как на одном из педсоветов сказала бывший директор нашей школы Нина Васильевна Воронина: «Надо работать с детьми так, чтобы у них вырастали крылья!». – Эльза Алексеевна, трудно ли учить родных детей? – У меня учились и мои дочери, и внуки. Спрашивала я их всегда строже, чем других. Если желающих отвечать не было, к доске вызывала родственников. Одноклассники им сочувствовали, пытались помочь подсказками… В результате дочери выбрали профессии, связанные с химией. – Сейчас детям приходится перерабатывать очень много информации. Как всё успеть? – У меня была ученица – Кулакова Оля, мастер спорта. Летом 1980 года ей выпала честь нести олимпийский огонь. Прекрасные результаты у Оли были не только в спорте. Чтобы всё успевать, она соблюдала режим, и день был расписан по минутам: ранний подъём, тренировка, занятия в школе, самостоятельная подготовка и вновь спорт. Оля много читала, школу закончила с золотой медалью. Это яркий пример, как можно организовать работу, чтобы успевать всё. – Многие ваши ученики связали судьбу с химией. У вас особая система преподавания? – Следую заповедям наших великих педагогов: Василия Сухомлинского, Константина Ушинского. Мой главный метод: «Хорошо объясни и хорошо спроси». Учителю и ученику надо много трудиться. Когда Менделееву говорили, что он гений, он отвечал: «Какой гений? Работал много, вот и гений». На уроке у нас нет ни минуты свободного времени. Задания в основном индивидуальные. От учителя это требует много времени – на подготовку, на проверку. Конечно, для учителя очень важна поддержка семьи – работа требует большой самоотдачи. Никогда не объясняю сидя: мне надо видеть глаза учеников. Вот Макар – в его глазах огромный интерес к каждому слову. А за этой партой сидит Дуся – она всем корпусом тянется ко мне, ловит каждое слово. На некоторых учеников я не могу смотреть без восхищения. Вот кто-то отвлёкся, и я вижу, что надо помочь ему сосредоточиться. А некоторые ученики помогают мне, вдохновляют учителя. – Поздравления от учеников продолжают поступать? – Поздравляет и ближнее, и дальнее зарубежье. Вчера из Москвы позвонила моя бывшая ученица. Новость она узнала от одноклассницы, которая сегодня живёт в Германии. Народный учитель России – космическая высота, высшая награда педагога, высочайшая оценка моего труда. Для меня она очень дорога. Как и радость общения с моими учениками, нынешними и прошлых лет. Пусть с некоторыми из них нас разделяют километры – все эти дни мы вместе. Елена ГАМОВА