Войти в почту

Никаких учебников, только работа «в поле»: что такое проектные школы и почему за ними будущее

Эта методика становится популярной во всем мире. Россия не исключение. Если спросить родителей школьников, как они представляют проектный метод обучения, скорее всего, мы услышим что-то о презентациях и докладах, которые регулярно требуют на уроках. Однако это имеет мало общего с реальной проектной деятельностью. Что же это такое, как работают настоящие проектные школы и кому они подходят, «Летидор» узнал у директора по развитию сообщества в проекте Кружкового движения НТИ «Практики будущего» Ольги Прудковской (@practicing_futures ). Ольга непосредственно участвует в организации таких школ. Что такое проектные школы Проектная школа — это образовательная программа, на которую собираются подростки, готовые трудиться над разработкой реальных продуктов для разных отраслей. Например, для разработки дизайна образовательной резиденции или устройства для диагностики болезни Паркинсона. Работать в команде, проектировать новое, здраво оценивать имеющиеся ресурсы, самому оценивать свои навыки и наверстывать недостающие — всему этому старшеклассник может научиться на проектной школе. Как попасть в школу и как она устроена Проектные школы часто бесплатны для участников и проводятся за счет Кружкового движения НТИ, регионов или крупных компаний. Так, Всероссийский проект «Практики будущего» проводит больше 40 школ и хакатонов в год. Чтобы попасть в школу, старшекласснику нужно пройти конкурс: оцениваются обычно отборочное задание, мотивационное письмо и портфолио достижений. Заявку подает сам участник, а не образовательное учреждение – для организаторов проектных интенсивов важно отобрать действительно мотивированных участников, а не записных отличников. Школа длится 2 недели. Дети под руководством наставников — действующих ученых, программистов, представителей органов государственной власти и предпринимателей — работают над конкретными задачами. Как правило, уже по дороге в школу участник знает, чем он будет заниматься — большими данными или агробиотехнологиями. А вот конкретный проект появляется позже. Работа на направлении начинается почти сразу после открытия — участники знакомятся с учеными и инженерами, которые приехали делать с ними проекты, с модераторами, организующими командную работу. Вожатыми тут зачастую работают студенты профильных вузов. Иногда школы организуют в оборудованных пространствах, но часто это обычные детские лагеря, где на балконе стоит антенна для приема спутниковых данных, в зарослях винограда — лазерный резак, а в холлах – флипчарты и ноутбуки. Часто у задач есть реальный заказчик. Если он отсутствует, то участники школы сначала анализируют отрасль и разбираются, какие проблемы сейчас перед ней стоят, а потом предлагают технологическое решение. Например, школьники, изучающие сити-фермерство, предложили конструкцию компактных теплиц, которые можно разместить почти везде. Результатом работы команды обязательно становится действующий прототип технологического решения — например, работающая программа, электронное устройство. Решение дети обсуждают с экспертами, защищают, – и это гораздо больше похоже на выступление предпринимателя перед инвесторами, чем на выступление школьника у доски, ведь эксперты, как правило, – это именно те люди, от которых зависит дальнейшее развитие проекта. Участники школы работают над реальными задачами, но в безопасном пространстве Проектные школы часто не имеют соревновательного компонента, участники не конкурируеют друг с другом, наоборот – возникает кооперация, программисты помогают биологам, медики – электронщикам. Но это не значит, что участники школы полностью избавлены от стресса. Скорее наоборот – в проектной школе подростку часто бывает трудно и непонятно. Кто-то погружается в совершенно новую для него область и за ночь выучивает язык программирования. У кого-то сложности с командой. Кто-по полностью демотивирован после сурового, «взрослого» отзыва эксперта на свой проект. От участников школы ждут серьезного подхода к работе, даже если после обеда все вместе – подростки и взрослые – играют в снежки. При этом пространство проектной школы, насыщенное трудностями и сложностями, остается безопасным. Любую проблему можно обсудить и найти решение. Подростки рассказывают о своих ожиданиях, планах, сложностях, зная, что их выслушают. Процесс ежевечерней рефлексии некоторых так затягивает, что они продолжают созваниваться командами и направлениями, даже когда разъезжаются по домам. У подростков появляется реальный шанс создать свой проект Ребята, у которых в общеобразовательной школе хорошо организована проектная деятельность, приезжают за хорошими идеями и экспертной поддержкой, за проектами, которые можно будет привезти домой, развивать полгода-год и конвертировать в стартап или победу на конкурсе. Они проверяют, не ошиблись ли с мечтами и целями Проектная школа — это одна-две недели погружения в определенную деятельность — например, микробиологию. Тут и выясняется, что для кого-то работа в лаборатории – это лучшее дело жизни, а кому-то для нее не хватает терпения, – а ведь оба после школы планировали пойти на биофак. Старшеклассники общаются со специалистами, примеряют на себя их ценности, образ жизни и гораздо лучше понимают, чему бы хотели посвятить если не жизнь, то ближайшие пять-десять лет. Дети находят в школе единомышленников «Своих» опознают по фамилии автора учебника языка Python, по футболке вожделенного вуза, по значкам на рюкзаке. Те, кто считал себя уникальным и одиноким (и еще чуть-чуть лучше, чем одноклассники с их приземленными вкусами), находят столь же уникальных собеседников, членов команды, будущих коллег. К кругу общения присоединяются наставники, пополняются списки друзей в соцсетях, в перерывах, на обеде, вечером за настольными играми идут разговоры о жизни, планах, идеях. Некоторые участники сознательно используют проектные школы, чтобы собрать побольше визиток и завязать деловые контакты на будущее. Участники школы сами определяют, что и как делать В проектной школе много «нельзя». Нельзя программировать в три часа ночи, потому что тогда не сможешь работать с утра. Нельзя не участвовать в проектной сессии. Нельзя мешать работе других. Плюс действуют обычные ограничения детского лагеря. Завтрак, обед, ужин, отбой, – все изо дня в день очень размеренно. При этом пространство свободы подростка огромно. Проект никогда не делается по предписанной программе, что и как делать — в большой степени определяет он сам. Чем заниматься в свободное время: устроить футбольный матч, позвать всех рисовать на пленэре, достать настольную игру или укулеле, посидеть над разработкой квеста или провести мастер-класс по 3D-прототипированию? Участники проектных школ не ждут, что их будут развлекать, а делятся с окружающими своими интересами. Они сами создают мир, в который хочется вернуться «А нельзя ли остаться еще на недельку? Мы и проект бы продвинули, ну и вообще…» После проектной школы тяжело расставаться. Это мир, в котором школьнику поручают большие взрослые задачи и где со всеми разговаривают одинаково уважительно, мир, где вместе пережито много опасных приключений, о которых потом так интересно рассказывать («и вот перед самой выставкой мы решили перебрать наш беспилотник… и сожгли мотор. И знаете, как мы вышли из этой ситуации?») Проектную школу невозможно повторить, туда нельзя вернуться. Но можно построить вокруг себя кусочек мира, где ценят труд, умения, хорошие идеи, думают о будущем и считают себя вправе влиять на него. Фото: пресс-служба Олимпиады НТИ Главный редактор «Летидора» Ксения Краснова воспитывает… родителей! Как? Смотрите TikTok!

Никаких учебников, только работа «в поле»: что такое проектные школы и почему за ними будущее
© Letidor.ru