Китайская мечта: Как русский парень стал миллионером в Поднебесной

Оказавшись в глухой китайской глубинке, русский парень стал успешным менеджером, накормив односельчан и превратив китайскую деревню в центр сельскохозяйственной и туристической индустрии

Китайская мечта: Как русский парень стал миллионером в Поднебесной
© Свободная пресса

Перефразируя известную поговорку о рыбе, которая ищет, где глубже, можно сказать, что молодежь всегда стремится, туда, где интереснее. Туда, где можно, познавая себя, проявить собственные способности – приложить свою самостоятельность, самореализоваться и, наконец, получить то, чему человек порой посвящает всю жизнь, – разностороннее образование.

Так произошло и с петербужцем Дмитрием Дорониным. Мальчик с ранних лет рос не по годам самодостаточным и любознательным ребенком. И уже с 15-ти лет решил начать самостоятельную жизнь. Пошел учиться в радиополитехнический техникум. Перебрался в общежитие. А после совершеннолетия вообще махнул учиться в Финляндию – в университете города Юливиеска по специальности «управление предприятием». Хочешь за границей стать своим – изучи язык. А так как обучение в университете было на английском, а Дмитрий подошел к «вживлению» в новую жизнь серьезно и буквально погрузился в круг молодежной среды, учебы и вообще финского общества то за год мог уже свободно говорить на английском, а также изъясняться по-фински. Правда, первые два месяца вообще ничего не понимал, а с финнами и студентами объяснялся на пальцах. Но языки изучал, что называется «с полным погружением»: на занятиях, вечеринках, спортивных секциях, в повседневной жизни… Да, трудно. Но если уж учиться, то учиться как следует. Да он был и не один такой: с ним вместе учились студенты из Восточной Европы, Азии, Африки, Южной Америки, словом, – настоящий интернационал. Кроме того, за время обучения по программе обмена студентами петербуржец побывал в разных странах. А через некоторое время (по той же программе) он уехал в Японию, где окунулся уже в азиатскую культуру. Интересовало все – литература, музыка, архитектура, философия, образ жизни… Но потом Дмитрий обнаружил, что есть ведь еще одна древнейшая цивилизация – Китай, о которой ему мало что было известно.

«Мне стало интересно, что же происходит за Великой Китайской стеной, – вспоминает Дмитрий. – В результате я подал документы в магистратуру в университет Тунцзи в Шанхае. Это было в 2013 году».

Шанхай – это самый крупный и густонаселенный город Китая. Кроме того, это важный культурный, образовательный, промышленный и финансовый центр, а также торговая площадка Поднебесной. А еще это крупнейший в мире морской порт. Здесь переплелись эпохи и стили. Как и в любом мегаполисе, коренных шанхайцев в этом городе не более 20 процентов, которые теряются на фоне мигрантов и приезжих. Выбор со специализацией «управление предприятием» был очевиден – заниматься бизнесом. И парень для этого снова был вынужден окунуться с головой – теперь уже в китайский язык.

«Самое сложное в китайском языке – это не письменная речь, как принято думать, а произношение, – признается новоявленный магистр. – Иероглифы хоть и сложные, но они быстро запоминаются. Через два-три года можно довольно просто освоить базовый набор, потому что эти иероглифы все время на виду. А освоить произношение очень трудно. В китайском языке есть различные тона. То есть один и тот же слог, сказанный другим тоном, приобретает новое значение. Отсюда и певучесть китайского языка. Я учу китайский уже восьмой год и понимаю, что совершенствоваться в этом деле можно всю жизнь».

В планах у молодого человека было пожить пару дет в Поднебесной, после чего вернуться в Финляндию. Но он и не заметил, как бизнес-энергетика мощного промышленного и финансового гиганта, каким является Китай, затянула россиянина целиком. И не отпускает до сих пор.

«Это страна колоссальных возможностей, всевозможных новинок и технологий. Общество здесь динамично развивается, – делится своими ощущениями о стране пребывания Дмитрий. – Мне, как молодому человеку, это было очень интересно. Я решил здесь остаться и углубиться в китайскую жизнь».

И россиянин остался. А в 2015 году Доронин, повышая уровень своего образования, поступил в аспирантуру в университете Донхуа, выбрав темой своей направление – как повысить креативность команды.

Ну, и, как любой студент, решил, что лишняя подработка ему не повредит: занимался стартапами, маркетингом, криптовалютой. А также снимался в китайских сериалах.

«Иностранцев охотно брали сниматься в массовках, – объясняет россиянин. – За день съемок платили 500 юаней, 5 тысяч рублей на наши деньги. Для студента и аспиранта это был хороший приработок. Потом мне стали доверять эпизодические роли. Кого только не играл, и офицеров, и мафиози, и ученых. Всего исполнил около 30 ролей. Это был хороший опыт».

Параллельно Доронин занимался производством видеороликов – делал проморолики для небольших компаний. А с прошлого года начал вести видеоблог в Douyin – китайском ТикТоке. Однажды, выбирая красивые виды, попал в отдаленную высокогорную деревню Хэнчжан, что на самой окраине провинции Чжэцзян – словно окунулся в прошлое. Неожиданно для самого Дмитрия Поднебесная предстала перед ним такой, какой она сохранилась только в далеких преданиях: в отличие от мегаполисов, здесь местные жители сохранили традиционный уклад жизни – они выращивали на террасах рис, обрабатывали фруктовые сады, пасли скот, делали из глины посуду, которую покрывали голубоватой глазурью.

«Еще год назад я не мог себе представить, что буду жить в деревенской глуши – философски рассуждает аспирант. – Но, попав в самый что ни есть аутентичный Китай, я понял, что деревенская жизнь – вот лучший материал для творчества. Как говорят китайцы, «то, что случается, случается вовремя». Здесь было где развернуться».

Если Дмитрий и собирался развернуться, то только в смысле сельскохозяйственного бизнеса. Что же касается места, куда его занесло, то попал он, что ни говори в настоящее захолустье, от которого 60 км до города Лишуй – полтора часа по горным дорогам. Да и снять жилье в деревне – целая проблема.

«Очень непросто, – сетует россиянин. - Дело в том, что здесь дома не сдают, – объясняет он. Их люди строят для себя. Но есть и городские жители, кто строит здесь себе загородные дома типа наших дач. В этом местечке хорошая экология, чистый воздух, нет никаких промышленных предприятий. Деревня стоит в окружении леса и гор. Правительство поддерживает развитие туризма. Дает субсидии на строительство гостевых домов. Один из них мне и удалось снять. В нем шесть комнат, восемь туалетов.

Но в доме, по словам Дмитрия, он живет не один.

«Я живу здесь со своей командой – рассказывает Доронин. – Нас пока трое: я, мой приятель и моя девушка. Они оба китайцы. Сейчас я ищу еще фотографа. За жилье мы платим 2 тысячи юаней в месяц, 20 тысяч рублей на наши деньги. Это довольно дешево. Например, за «однушку» в Шанхае, которая располагалась за главным транспортным кольцом, я выкладывал 5 тысяч юаней в месяц – 50 тысяч рублей.

Однако если сравнить жизнь иностранца, скажем, в России, то здесь можно провести и некоторые параллели.

«Я здесь единственный иностранец в радиусе ста километров – раскрывает россиянин секреты своей деревенской жизни. – Конечно, многим сначала я казался подозрительным, они думали: что этот белый здесь делает? Прошел ли карантин, а то сейчас всех перезаражает! К иностранцам сейчас особое отношение в Китае из-за бушующего в мире коронавируса. Но, с другой стороны, люди здесь очень приветливые. Как только узнавали, что я из России, говорили: "Привет! Мы же братья навеки!", «Россиянин? А, Путин! Круто!". Китайцы, кстати, очень любят нашего президента. Считают его сильным лидером, который противостоит Западу. Называют его «Путин Великий». Особенно им нравятся его фотографии с тигром, на рыбалке, со стерхами…

По всей видимости, Дмитрию с успехом удалось стать здесь своим: он, как и остальные китайцы, работает на высокогорных пастбищах, ухаживает за плодовыми деревьями, собирает древесные грибы помогает односельчанам в гончарной мастерской. А ролики о деревенской жизни выкладывает в своем аккаунте в соцсети. Число подписчиков у него быстро выросло до миллиона двухсот тысяч. А когда в пандемию резко упал спрос на продукцию местного производства, продвинутый россиянин взялся продавать ее через стриминговую платформу: чай, батат, фрукты, мясо, тофу, черные древесные грибы, мед и рис, выращенный местными жителями. Одних только апельсинов удалось продать 10 тонн. Столько же – сухого батата. 300 кг меда – доходы крестьян заметно возросли: перед китайским Новым годом команда Дмитрия заработала более 80 тысяч юаней – в переводе на наши деньги – почти миллион рублей.

«Использовал Douyin – китайский ТикТок. Это весьма популярная онлайн-платформа в Китае, – рассказывает о своих достижениях в торговле Дмитрий. – В России и на Западе ТикТок – это приложение считается больше для детей и подростков. В Китае все намного глубже и серьезнее. Это самое сильное по трафику приложение, которое собирает более 400 миллионов ежедневных активных пользователей. Там размещают и новостные видео, и официальные сообщения, да и многий бизнес в Китае делается в ТикТоке. Он имеет функцию «кошелька». Пользователи могут покупать товары, билеты в кино, переводить деньги другим людям...».

Китайцы своего русского помощника и юзера любят. Несколько переиначив имя, называют его Дэмири.

«Мое китайское имя – Дэмири, которое созвучно с русским Дмитрий. При знакомстве китайцы часто переспрашивают, как меня зовут, или даже смеются, услышав столь необычное имя. Оно состоит из трех иероглифов, первый означает «мораль» или «Германия», второй — «рис» или «Америка», а третий — «солнце» или «Япония», да, к тому же еще иногда употребляется в матерном контексте. Со всеми перечисленными странами у Китая были или есть определенные трения, поэтому реакция на мое имя у новых знакомых почти всегда довольно острая. Такое имя я получил при поступлении в университет в 2013 году. И только через пару лет начал понимать, что сотрудник администрации знатно подшутил над иностранцем. Но я нахожу в этом и огромный плюс — такого имени нет ни у кого во всем Китае, и оно хорошо запоминается, что идеально для создания личного бренда».

Жаль, что такие вот Дмитрии остаются не у дел в России, что нет пророка в своем отечестве. А ведь такие инициативные и предприимчивые россияне могли бы накормить и озолотить и свой народ. Пока же такие чудо-бизнесмены трудятся на благо Китая. Но – нам бы таких побольше.