Профессорам вузов предлагают компенсировать издержки за онлайн

На сегодняшний день ряд вузов России возмещают своим преподавателям расходы на технику для проведения лекций и семинаров дистанционно. Однако такая практика «разнообразна и не повсеместна». Об этом «Парламентской газете» заявила первый замглавы Комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, заместитель председателя Совета по развитию цифровой экономики при палате регионов Ирина Рукавишникова.

Профессорам вузов предлагают компенсировать издержки за онлайн
© Парламентская газета

Как повысить цифровую компетенцию

Вопросы высшего образования в РФ, связанные с нагрузкой преподавателей, уточнением условий их труда, а также с повышением их квалификации в начале марта получили новую площадку для обсуждения — приказом Минобрнауки РФ была создана межведомственная рабочая группа по выработке методических рекомендаций, направленных на совершенствование оплаты труда научно-педагогических работников образовательных организаций. В состав группы, в том числе, вошли сенаторы Ирина Рукавишникова и Виктор Смирнов.

По словам Рукавишниковой, одна из тем, которые будут активно обсуждаться, касается массового перехода учреждений к цифровым форматам обучения в первой половине 2020 года. Как указала сенатор, опыт прошлого года продемонстрировал, что педагоги вузов нуждаются в повышении уровня цифровой грамотности — как в вопросах овладения информационными технологиями, используемыми в учебном процессе, так и в плане расширения знаний в области защиты от рисков цифровой среды.

В связи с этим Рукавишникова считает целесообразным подготовить методические рекомендации для вузов по организации дополнительного обучения педагогов «в части повышения уровня их цифровых компетенций, в том числе в сфере информационной безопасности». «Имеется в виду не только необходимость овладения педагогами информационными технологиями, используемыми в учебном процессе, но и углубление знаний в области защиты персональных данных, защиты от рисков цифровой среды», — пояснила она «Парламентской газете».

Рукавишникова считает целесообразным подготовить методические рекомендации для вузов по организации дополнительного обучения педагогов «в части повышения уровня их цифровых компетенций»

Плата за онлайн

Также сенатор коснулась вопросов организации «рабочего места» преподавателя при переводе его на удаленный формат работы. Она напомнила, что согласно последним поправкам в Трудовой кодекс РФ, касающимся работы в удаленном режиме, работодатель обязан обеспечить сотрудника оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами либо выплатить ему компенсацию за использование принадлежащих ему или арендованных им оборудования, программно-технических средств, средств защиты информации и иных средств, а также возместить расходы, связанные с их использованием.

«На сегодняшний день ряд вузов выплачивают подобные компенсации преподавателям, однако эта практика разнообразна и не повсеместна. Поэтому необходимо разработать отраслевые рекомендательные документы по регламентации порядка обеспечения научно-педагогических работников необходимыми техсредствами, а также порядка, сроков и размеров соответствующих компенсационных выплат в случае использования ими собственного или арендованного имущества», — заявила Ирина Рукавишникова.

Ранее группа депутатов Госдумы (Лариса Тутова, Оксана Бондарь, Алдар Дамдинов, Елена Митина и Валентина Миронова) направили запрос в Минпросвещения, в котором предложили пересмотреть нормативы и ввести для педагогов вузов повышающие коэффициенты за дистанционный формат обучения. Также депутаты уверены, что преподавателям необходимо компенсировать расходы на интернет, обслуживание компьютерной техники — механизм возмещения должен быть тот же, что и при расходах на учебную литературу.

Как следует из ответа Минпросвещения на депутатский запрос, дополнительные выплаты «не являются обязательными и определяются работодателем». А дополнительная поддержка учителей, говорят в министерстве, может быть установлена по усмотрению местных властей. Впрочем, как сигналят на местах, такими полномочиями власти пользуются крайне редко. Как сообщила «Парламентской газете» замглавы Комитета Госдумы по образованию и науке Лариса Тутова, для решения этого вопроса депутаты планируют ещё раз обратиться в Минпросвещения.