«Бесконечная попытка уничтожить хорошо работающее». Госдума приняла закон о регулировании просветительской деятельности

Государственная дума приняла в третьем, окончательном чтении закон, который вводит ограничения на занятия просветительской деятельностью. Поправки вносятся в закон «Об образовании».

«Бесконечная попытка уничтожить хорошо работающее». Госдума приняла закон о регулировании просветительской деятельности
© BFM.RU

Документ дает определение просветительской деятельности и наделяет правительство правом установления «порядка, условий и формы» осуществления таковой. Публицист, лектор в проектах «Прямая речь» и «Арзамас» Александр Архангельский считает, что это один самых вредных законопроектов за последние годы:

Александр Архангельский публицист, лектор в проектах «Прямая речь» и «Арзамас» «Формулировки размытые. Что такое искаженные объяснения исторических событий или религиозных традиций — пойди объясни. С какой стати нужно согласовывать с чиновниками те институции, которые могут или не могут проводить просветительскую деятельность? В общем, вопросы, вопросы, вопросы, а смысла никакого нет, потому что мы понимаем, что просветительская деятельность вольная. Не будет она в библиотеках, школах, музеях — будет она на свободных открытых площадках. Хуже будет только музеям, школам, университетам. Это бесконечная попытка уничтожить хорошо работающее».

Против поправок выступили члены президиума РАН. Открытое письмо деятелей культуры и образования к президенту, Госдуме и Совфеду подписали больше тысячи человек. Под петицией против закона — более 230 тысяч подписей. Комментирует кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, популяризатор науки Александр Панчин.

Александр Панчин кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института проблем передачи информации РАН, популяризатор науки «Такого типа законопроекты, которые касаются науки, популяризации науки, должны хоть как-то обсуждаться с теми, кто непосредственно занимается наукой и популяризацией науки. А этого сделано не было. Как именно это будет регламентироваться, в законопроекте не прописано. Может быть, никак — это хороший сценарий. Это будет один из таких законов, достаточно типичный для России, которые принимаются, всех запугивают, а потом не работают. Но потенциально этот законопроект может быть источником цензуры просветительских проектов».

Непонятно, что будет с популярными офлайн- и онлайн-лекториями. Кто будет нести риски: лекторы или компания, с которой они сотрудничают, — задается вопросом основатель и руководитель лектория Level One Анастасия Погожева.

Анастасия Погожева основатель и руководитель лектория Level One «Что будет происходить в случае, если мы не будем согласовывать так, как это будет требовать законодательство или будем говорить что-то не то, еще непонятно. Вопрос санкций еще не определен. В любом случае, эти ограничения, я думаю, навредят всему образовательному рынку как с точки зрения главных игроков, на которых ляжет бремя согласования своих программ с государством, так и с точки зрения тех людей, которые занимаются просвещением, то есть, экспертов, лекторов».

Законы, которые были необходимы для таких образовательных организаций, уже существуют. Например, закон о противодействии экстремизму или документ, регламентирующий доступ несовершеннолетних к информации. Дополнительное регулирование просто усложнит работу. Конкретные примеры приводит лектор проекта «Синхронизация», искусствовед Максим Юдов.

Максим Юдов лектор проекта «Синхронизация», искусствовед «Иногда я провожу для друзей какие-то занятия по истории искусства, прогоняя по десять раз одну и ту же тему. Иногда это бывает за какие-нибудь пожертвования, чаще всего бесплатно. Должен ли я буду на это получать разрешение? Никто не знает. Ну, если должен — придется получать. Напишу, наверное, программу, которая у меня, правда, меняется каждый день. Я никогда не рассказываю одно и то же. Я думаю, все хорошие преподаватели рассказывают каждый раз разное. Опять же, эта идея, что мы должны будем получать разрешение на все, кажется довольно абсурдной».

Пока все, кто связан со сферой просвещения, ждут подзаконные акты. Закон вступит в силу 1 июня.