Интервью с партнером Школы творческого лидерства THNK Марком Верноойем

Обучение взрослых людей, особенно когда речь идет о руководителях, — это совершенно отдельная история. Таких людей часто не нужно мотивировать, они и сами знают, чего хотят, зато необходимо предложить им уникальный подход к обучению, который предполагает полное переключение образа мышления. Нидерландская Школа творческого лидерства THNK сделала этот принцип краеугольным камнем своего образовательного подхода. В рамках рубрики «Идеологи просвещения» CEO Т&P Надя Макова поговорила с партнером THNK Марком Верноойем — и узнала, в чем заключается творческое лидерство и какие существуют три главных пробела высшего образования.

.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }

Марк Верноой (Mark Vernooij)

Партнер Школы творческого лидерства THNK

Надя Макова

CEO и управляющий партнер проекта «Теории и практики»

— Что вы можете назвать самым важным опытом, который изменил вашу жизнь?

— Когда я был юн, я ненавидел школу. У меня было не так много друзей, мне совсем не нравилось, как все было устроено, я часто обманывал, списывал — и мне все это совсем не нравилось. Вплоть до поступления в университет (и даже в университете) большую часть времени я старался не учиться. Думаю, что только когда я начал вести профессиональную деятельность, я начал получать удовольствие от узнавания новых вещей, потому что я знал, как их применять, и это сделало их намного более актуальными. Где я действительно начал чувствовать радость от обучения, так это на рабочих тренингах, которые я проходил в Accenture и McKinsey, потому что они были практически привязаны к моей деятельности.

— Каковы, на ваш взгляд, основные пробелы в современной системе высшего образования?

— Есть некоторые пробелы между тем, что мы учим и как мы это делаем, а также тем, кто учит и чему. Педагоги настолько увлекаются содержанием предмета своих исследований или тем, что они считают важным, что забывают обучать особому образу мышления — тому, который необходим для продуктивного обучения и достижения успеха в жизни в целом. Я, например, получил степень инженера и могу сказать, что знание того, какое давление может выдерживать бетон, не так уж и полезно, в отличие от, например, умения рассчитывать этот показатель. Но в конце концов, что важно, так это научиться учиться, узнать, как развиваться и как думать. Сегодня эти навыки можно получить практически сами собой, благодаря образованию, однако они явно не усваиваются в рамках каждого существующего курса. И я думаю, что это упущение высшего образования.

Вторая вещь, которую можно назвать настоящим пробелом, — это то, что преподаватели в высших учебных заведениях (часто это профессора) мотивированы совсем другими вещами, не обучением. И нет, я считаю, что исследования важны, у нас должно быть больше первоклассных исследователей по всему миру, но связь между исследованиями и образованием не очевидна. На самом деле, довольно часто ее просто нет. Я думаю, что в какой-то момент времени мы просто взяли и начали объединять две эти деятельности в одном человеке, но во многих случаях это не работает, потому что навыки великого исследователя не являются одновременно навыками отличного учителя. Человек, обладающий обоими этими качествами, чрезвычайно уникален.

Наконец, институты высшего образования были построены давно, и у них нет особых стимулов для изменений. Университетам сложно адаптироваться ко всему новому.

— То есть это своего рода отсутствие гибкости?

— Да. Думаю, что это и есть три основных больших пробела: 1) сосредоточенность на знаниях и небольшом количестве навыков, но не на мышлении; 2) объединение учителя и исследователя в одном человеке; 3) громоздкость, медлительность и недостаточная гибкость институтов высшего образования.

— Вы сами долгое время были преподавателем — как думаете, могли бы ваши ученики назвать вас великим учителем?

— Вы должны спросить у них, но я думаю, что я просто хороший учитель, не какой-то исключительный. У меня есть коллеги, которые делают это намного лучше меня.

— Чем был для вас опыт преподавания? Что вы в нем находили и почему решили этим заниматься?

— Для меня в преподавании есть две важные вещи. Во-первых, обычно я называю эту деятельность содействием, а не обучением, потому что речь не идет о банальном перекладывании мудрости в головы других людей. Речь идет о побуждении их к диалогу и формированию опыта, на котором все и учатся. Каждый раз, когда я стою перед группой учеников, я тоже учусь, потому что я здесь не для того, чтобы только делиться мудростью и знаниями. Да, я знаю пару вещей и надеюсь, что они будут полезны, но речь идет о разработке особого процесса, в котором все обучаются.

Так что первая вещь, которую я нахожу для себя в преподавании, — это собственное обучение. Во-вторых, очень приятно видеть, когда к людям внезапно приходит озарение и они находят что-то важное для себя.

— Вы сказали, что ваш опыт обучения был не таким уж хорошим, при этом вы сами в итоге пришли именно в эту индустрию. Почему?

— Долгое время до THNK я был предпринимателем, начинал работу в семи разных компаниях и около десяти лет занимался консалтингом. С основателями THNK я встретился лишь в 2010 году, но именно тогда я и решил полностью посвятить все свое время образованию. До тех пор оно всегда было чем-то побочным, — прочитай гостевую лекцию здесь, проведи тренинг там, — и мне это нравилось.

— Но чем именно вас привлекла THNK?

— Было три важных аспекта, которые сложились вместе. Во-первых, THNK — это предпринимательское начинание, мы строим совсем иное учебное заведение, которое сможет решить все те проблемы, о которых я говорил выше. Второе — мы стремимся научить творческому лидерству, во многом связанному с инновациями, а это моя большая страсть. Наконец, речь шла об образовательном проекте, и я уже довольно много сделал в этой сфере, попутно немного обучился и сам. Именно эти три аспекта вместе и сделали проект таким увлекательным для меня.

— На сайте школы можно найти много интересных и ярких заявлений. Одно из утверждений, на которое я обратила внимание, — о том, что школа THNK противоположна большинству учебных заведений и существующих программ. Можете ли вы в двух словах объяснить, в чем заключается ее отличие?

— Мы не учим творчеству как таковому. То, что мы называем творческим лидерством, то есть лидерством для создания позитивных изменений в мире, — это не просто креативность и не только понимание себя, но понимание того, что нужно миру и что вы можете сделать, чтобы это работало.

В чем отличие THNK, так это в том, что у нас нет книг, нет экзаменов, нет лекций — мы учим только с помощью действий. Поэтому мы очень тесно связываем наше обучение с тем, чем вы пытаетесь заниматься в этом мире, с реальными вещами, которые вы хотите в него привнести. Во-вторых, мы критически относимся к определенным моделям и к конкретным теориям. Каждый раз, когда мы составляем программу, мы определяем, чего мы хотим достичь и что мы можем сделать, чтобы достичь этого наилучшим образом. И только затем мы привносим в эту область знания, теорию и исследования, а не наоборот.

— Вам не кажется, что это просто следующий уровень в эволюции образования? Первый уровень — получение знаний, знакомство с новыми вещами, фактами и всем остальным, что вполне может не быть особо полезным. Второй уровень — это получение опыта благодаря действиям, тому, как вы делаете разные вещи. И третий уровень — это реализация этого опыта через практику, например через бизнес. Возможно, вы просто уже перешли от второго шага к третьему?

— Да, я думаю, вы сделали очень важное замечание. Знаете, что действительно сложно, когда вы занимаетесь обучением руководителей, как мы? Вы имеете дело с людьми, которые приходят к вам пару раз на пару дней, и отчасти они видят в этом просто приятный способ отвлечься от офиса. Как же мы можем сделать так, чтобы за это небольшое время они изменили свой образ действий? Нет, не за счет преподнесения большего количества знаний, как вы и сказали, и не за счет обучения каким-то навыкам (хотя это может быть полезно), но за счет изменения всего их образа мышления. Потому что, если вы думаете иначе, вы будете действовать иначе.

— Конечно.

— Если ваша ментальная карта изменилась, если мы изменили ваше отношение к вещам, у вас больше нет другого пути, кроме как начать действовать по-другому. Вот почему мы пытаемся создать эти трансформационные путешествия: чтобы обновить вашу операционную систему, изменить карту в вашей голове. Мы постоянно думаем о том, как помочь людям навсегда, а не только на те пару дней, которые они проводят с нами. Как сделать так, чтобы они реализовали новое понимание и всегда имели его при себе? Здесь на помощь приходит метафора, ведь в конечном счете обучение — это комбинация «быстрого приготовления» и «медленного запекания», особенно когда речь идет об обучении руководителей.

«Быстрое приготовление» — это моменты, когда вы где-то проводите целый день, пару полных дней или даже всю неделю в окружении таких же людей и углубляетесь в обучение. После, когда вы возвращаетесь домой, вам нужно «медленное запекание» — ежедневные или еженедельные подталкивания, напоминания, чтобы вы начали реализовывать изменения. Поэтому мы проводим так много подготовительной и сопроводительной работы — чтобы не просто создать уроки, но убедиться, что, когда люди возвращаются к своей работе, мы продолжаем помогать им, подталкиваем их внедрять изменения и действовать иначе.

— Я думаю, что самое сложное в том, чтобы быть адептом обучения на протяжении всей жизни, — это мотивировать себя. Особенно когда ты уже взрослый, у тебя есть свой бизнес или ты работаешь в какой-то компании, и у тебя просто не хватает времени. Что бы вы посоветовали профессионалам в этом контексте? Как взрослым людям мотивировать себя учиться? Может быть, есть какие-то приемы, которыми вы пользуетесь в своей школе и которыми могли бы поделиться?

— В THNK мы не мотивируем наших студентов, ответственность лежит на них, а не на мне. Мы тщательно отбираем людей для каждой программы, и им нужно проделать огромную работу, чтобы попасть в нее: на программу для руководителей мы берем менее 10% от людей, подавших заявку. В ней участвуют 30 человек, а претендуют около 800, и все это люди, которым в среднем 42 года. Мы набираем их так же строго, как в хорошей бизнес-школе отбирают студентов для MBA. Поэтому мы собираем у себя людей, которые хотят учиться. Если ты не хочешь учиться — это нормально, просто не приходи ко мне.

— Но можно ли все-таки как-то помочь тем беднягам, которые не хотят учиться, когда нужно?

— Существует очень мало людей, которые бы не получали удовольствия, когда имеют дело с отличным образовательным опытом. Люди обычно настроены на рост, все мы хотим развиваться в том или ином виде. Возможно, вы не хотите развиваться в своей работе, но, вероятно, это потому, что вам скучно и вы не на своем месте. Всегда есть что-то, что мы хотим сделать: научить свою собаку новым трюкам, рисовать, переделать кухню. Так что вопрос мотивации — это в большей степени вопрос того, чтобы найти область, в которой фокусируется ваша энергия, а затем следовать ей, разбираться и углубляться.

Большую часть времени я читаю около 10 книг одновременно, и это означает, что на моем кофейном столике лежит около 40 книг: те, которые я читаю сейчас, которые хочу прочитать и которые только что закончил. Они все на разные темы, так что каждый вечер я беру со стола книгу, которая наиболее интересна мне сегодня. Книги всегда под рукой, и взять книгу со стола не сложнее, чем пульт от телевизора. Чтение — это первое, что я делаю для развития, но я также регулярно выделяю время на то, чтобы проходить всевозможные курсы. К сожалению, большая часть онлайн-обучения по-прежнему оставляет желать лучшего.

— Увы.

— Мы анализировали этот вопрос, и есть, например, MOOC с коэффициентом заполнения всего 5%. В онлайне много некачественных программ, но, кстати, их полно и в обычном образовании. При этом я считаю, что качественный опыт онлайн-обучения совершенно волшебный и крутой.

— Мы поговорили о том, какие навыки следует развивать лидерам, а если говорить о детях? Принимая во внимание текущую ситуацию, какие навыки мы должны попытаться развить в них сегодня? Можете назвать несколько ключевых умений, которые помогут им в будущем стать успешными людьми?

— Здесь не будет особых отличий от того, что я сказал ранее. Во-первых, в детях, как и во взрослых, нужно развивать не столько навыки, сколько образ мышления. Хотя, конечно, понятно, что в головы детям по-прежнему нужно вложить немного знаний: для них это может быть важнее, чем для тех, кто старше. Во-вторых, следует обратить внимание на то, что называется навыками XXI века, они становятся все более важными — это такие вещи, как сотрудничество или совместное творчество. Наконец, если бы мне было нужно назвать всего один ключевой навык для ребенка, я бы назвал навык обучения. Умение учиться и адаптироваться, вероятно, самый важный навык. Именно он позволит быть эффективным, что, конечно, еще не гарантирует довольства жизнью. Самые эффективные люди не обязательно счастливы.

— Зачастую это именно так.

— Да, мы видим это по всему миру: употребление наркотиков, алкоголя или самоубийства точно не говорят о довольстве и не ведут ко всеобщему счастью. Так что еще один важный навык — быть счастливым. Как вы управляете своими эмоциями и регулируете их? Каким образом вы можете жить настоящим моментом? Как получить удовольствие? Как выражать благодарность? Потому что, в конце концов, нет ничего важнее счастья. Вы можете быть счастливы, не добиваясь успеха, но если вы успешны и несчастны, вы упустили из виду самое главное.

— Если бы вы могли выбрать только три книги, которые, по вашему мнению, должен прочитать каждый, что бы это были за книги?

— Один из членов нашего правления является также членом правления компании Pixar, и у нее стоит поучиться, если вы стремитесь создать более творческую культуру. Так что книга Эда Кэтмелла, одного из основателей Pixar, «Корпорация гениев. Как управлять командой творческих людей» точно будет в этом списке. Вторая — книга Стивена Пинкера «Просвещение сегодня: в защиту разума, науки, гуманизма и прогресса». Причина, по которой она важна, заключается в том, что множество людей имеет множество мнений о самых разных вещах, но, к сожалению, то, как работает наш мозг, не очень-то помогает в формировании мнений. Мы слишком часто ошибаемся, и особенно в отношении того, как устроен мир. Пинкер нашел отличный способ выразить этот момент, плюс он дает целый набор примеров, так что книга определенно входит в мой список лучших. Наконец, я думаю, что не стоит относиться к себе слишком серьезно, поэтому третья книга — это «Дао Винни Пуха» Бенджамена Хоффа.