Портал для изучения языков народов Севера заработает в 2021 году

Федеральный институт родных языков народов РФ разработает учебные пособия для изучения языков коренных малочисленных народов Севера, образовательный портал начнёт работать в 2021 году, заявила представитель вуза, глава Центра кочевого образования Наталья Ситникова. Об этом 21 февраля сообщает ТАСС.

Портал для изучения языков народов Севера заработает в 2021 году
© Парламентская газета

«Мы разрабатываем образовательный портал для изучения языков коренных малочисленных народов Севера, запуск проекта планируется в этом году. Речь идёт об обучающих программах, играх, интерактивных ресурсах для учителей», — сказала Ситникова.

Она пояснила, что институт занимается изучением речевой среды для сохранения языков, выявляет лучшие практики и предлагает меры для улучшения ситуации.

Дети должны изучать родной язык, уверена эксперт, без отрыва от естественных условий проживания своего народа. «Освоение родного языка должно происходить без отрыва от родителей, в кочевой среде. Наверное, это основное условие для изучения языка. Согласно концепции кочевого образования, дети коренных народов, которые кочуют вместе с семьями, усваивают родной язык в младшем школьном и в дошкольном возрасте», — отметила Наталья Ситникова.

Она выразила сожаление, что в некоторых регионах детей коренных народов родители в раннем возрасте отдают в интернаты, лишая их образования на родном языке.

При этом Ситникова обратила внимание, что языковая ситуация зависит от конкретного региона. Так больше половины детей в Якутии являются билингвами — у них два родных языка. В Ямало-Ненецком автономном округе в семьях дети говорят с родителями на родном языке, и когда идут в школу, что почти не говорят по-русски.

«Проблема в том, что специально не готовят преподавателей, воспитателей со знанием языка. У нас эта проблема только начала озвучиваться и решаться. Есть острая нехватка учителей начальных классов со знанием языков народов Севера. Мы должны добиться, чтобы воспитатели и учители начальных классов могли говорить и преподавать на родном языке», — подчеркнула специалист.

По её мнению, ситуация требует особой реакции региональных властей. «Одним из способов решения проблемы является целевая подготовка учителей и воспитателей… Регионы могут решить эту проблему, используя целевой показатель численности учителей и воспитателей в местах компактного проживания коренных народов», — добавила она.

Наталья Ситникова напомнила, что ранее Минпросвещения рекомендовало арктическим регионам начать целевую подготовку воспитателей и учителей для кочевых школ и детских садов из числа представителей родовых общин коренных малочисленных народов Севера.

Международный день родного языка, провозглашенный Генеральной конференцией ЮНЕСКО 17 ноября 1999 года, отмечают с 2000 года ежегодно 21 февраля.

Ранее председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова рассказала «Парламентской газете», что по рекомендации Совета по Арктике и Антарктике при Совете Федерации и по прямому поручению председателя палаты Валентины Матвиенко были разработаны основы программы «Дети Арктики». Инициативы в частности включают законодательную регулировку работы кочевых школ, предоставление возможности проживающим в сложных климатических условиях детям отдохнуть в лучших здравницах страны, пересмотр контрольных цифр приёма в вузы Арктической зоны.

Сенатор указала, что согласно федеральному проекту «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование», к окончанию 2021 года школы страны должны быть подключены к высокоскоростному бесплатному Интернету. Реализация проекта позволит объединить арктические учебные заведения в единую сеть, благодаря чему расположенные в удаленных и труднодоступных территориях школы смогут шире использовать возможности онлайн-образования. А учителя получат возможность дистанционно повышать свою квалификацию.