Профильные нижегородские министры пообщались с родителями школьников
Большое родительское собрание в этом году прошло в онлайне: требование пандемийного времени. По этой же причине кроме регионального министра образования Ольги Петровой в интернет-конференции участвовал и министр здравоохранения Нижегородской области, заместитель губернатора Давид Мелик-Гусейнов. Лейтмотив общения наметился сразу. Надо сказать, что от пресловутого дистанта за прошлый год устали все: родители, ученики, их учителя – и никто из заинтересованных лиц не желает возвращения «заочного школьного образования». Снова за партами Заместитель главы региона Давид Мелик-Гусейнов сразу дал понять, что очный формат в настоящее время скорее жив и «данный вопрос (возвращения к онлайн-обучению. – «АН–Волга») на повестке дня пока не стоит». Ольга Петрова поддержала Мелик-Гусейнова: «Никакой дистант не способен заменить учителя и той атмосферы, которая складывается в классах в школе, а также того социума, который там имеется». Родители облегченно выдохнули: все-таки школьник не должен быть фрилансером, он гораздо лучше чувствует себя в детско-подростковом коллективе. – Давайте еще не забывать, что с самодисциплиной школьников, подростков 9–11-го классов особенно, далеко не все так идеально, как хотелось бы родителям и педагогам, – констатирует кандидат психологических наук Олег Куликов. – Несомненно, прошлогоднее решение о дистанте было вынужденным и сугубо временным. Хотя я бы отметил и позитивные аспекты: и учителя, и дети научились – пусть медленно, путем проб и ошибок! – преподавать и заниматься в онлайне. В будущем молодым людям эта компетенция пригодится непременно, ведь все больше компаний отходят от традиционного формата присутствия сотрудников в офисе, экономя на аренде. Ольга Петрова, в недавнем прошлом проректор по учебной работе Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, прекрасно разбирается в принятых в школах и вузах форматах обучения, и то, что она ставит очное образование на первое место и в новой для себя должности главы областного минпроса, вселяет надежду на то, что школьные локдауны не повторятся. – Третья волна пандемии CoViD-19 как раз, по прогнозам большинства вирусологов, может начаться в конце учебного года, – рассказывает кандидат медицинских наук Валентина Новикова. – Но провести ЕГЭ с учетом усиленных санитарных требований нам в регионе уже удавалось. А регулярные классные занятия к тому времени как раз завершатся. Сейчас все школы области во всех городах и районах работают в очном режиме. Преодолевая языковой барьер Не слишком цитируемый у нас в России в последние 30 лет немецкий публицист Фридрих Энгельс как-то заметил: «Сколько языков ты знаешь, столько раз ты человек». Афоризм, безусловно, полемически драматизирован, но своя правда в нем есть. – 120 лет назад русские гимназисты изучали латынь, древнегреческий, французский и немецкий, да еще и в рамках предмета «Словесность» проходили церковнославянский, – рассказывает кандидат исторических наук Сергей Белов. – Французский был языком международного общения. Как сейчас английский, немецкий в ту пору играл роль языка фундаментальной науки. Большинство толстых журналов, посвященных той или иной отрасли знаний, выходили на немецком. После октября 1917 года иностранный язык стал факультативным, но уже в 1927-м его вернули в список обязательных предметов. В начале 1930-х возникают первые школы с углубленным изучением иностранного языка и преподаванием на нем ряда предметов. В основном это был немецкий язык. В ходе онлайнового родительского собрания министрам образования и здравоохранения поступило сразу несколько вопросов, касающихся обучения иностранным языкам в средних школах. Родители школьников интересовались у чиновников, с какого класса, по их мнению, целесообразно приступать к изучению языков и нужен ли школьникам дополнительный язык кроме английского. Давид Мелик-Гусейнов и Ольга Петрова сошлись во мнении: иностранные языки учить полезно и необходимо для развития памяти. Обсуждалось также предложение сделать французский и немецкий языки факультативными, оставив базовым английский. – На базе классической латыни, которую гимназисты изучали до революции, очень легко, как на прочном фундаменте, выстроить, например, итальянский и испанский языки, там словарный запас очень схож, – уверяет кандидат филологических наук Жанна Орлова. – Но кому сегодня придет в голову изучать мертвый язык, да к тому же очень сложный, синтетический, как и наш родной русский, а не аналитический, как английский? Это сейчас уже вузовская программа, а жаль. К счастью, в ближайшее время отмена дополнительных иностранных языков не планируется. «Дети должны быть умнее своих родителей – это принцип развития цивилизации», – заметил Давид Мелик-Гусейнов. «Какой именно язык учат дети, решает каждая конкретная школа, – подчеркнула Ольга Петрова. – На принимаемое решение в том числе влияет наличие преподавателя». В целом автора этих строк отчего-то не покидало странное ощущение, что многие родители обеспокоены в основном тем, чтобы ребенок в школе, не дай бог, не перетрудился. Это касается и второго иностранного, и такой животрепещущей темы, как пятидневная учебная неделя. – Сейчас возможность пятидневки прорабатывается, – осторожно высказалась Ольга Петрова. – Для перехода на пятидневку должны быть соблюдены два правила: ежедневная нагрузка не может превышать разумные пределы, а качество образования не должно от этого страдать. «Могут ли заставлять детей убирать школу или класс?» – спрашивали родители. Все зависит от позиции и решения родительского комитета, считает Ольга Петрова. Давид Мелик-Гусейнов заявил о пользе приобщения детей к ручному труду. – Конечно, это не должно быть законодательно, но на уровне школы и класса можно принять соответствующее решение. Однако заставлять нельзя, – отметил министр. Закрыть пробелы, решить проблемы Среди заданных вопросов был один очень важный: «Как заменить учителя, если он не нравится?» – В этом вопросе не нужно торопиться, – уверена Ольга Петрова. – Для начала нужно переговорить с завучем, если это не помогло – с директором. В минобр стоит обратиться, если не удалось решить вопрос на уровне школы. Мы заинтересованы в том, чтобы дети чувствовали себя комфортно в школе, не боялись туда ходить. Конфликтные ситуации, конечно, никому не нужны. Вот, право, вспоминается Лев Кассиль с его «Кондуитом и Швамбранией», в первую очередь сюжет с заменой излишне строгих учителей на более добрых, как это делали гимназисты в конце 1917 года. Хотелось бы ошибиться, но фраза «педагог не нравится» слишком общая и неконкретная. Кому не нравится? Детям? Родителям? Почему не нравится? Только и остается, что прислушаться к совету министра образования – не спешить с решением. Кстати, Ольга Петрова отнюдь не считает прошлый и нынешний учебные годы потерянными, хотя признает, что по определенным предметам у части учеников имеются пробелы в знаниях. По словам министра, проблема эта вполне решаемая. – Если преподаватель выявляет у ученика пробел в знаниях, то дает ему дополнительную нагрузку в рамках допустимых часов, – пояснила министр. Ольга Петрова также констатировала, что на удаленке у части детей наблюдались психологические проблемы, вызванные одиночеством. Им оказывают помощь квалифицированные психологи. – Это та ситуация, с которой столкнулись все мы, многие даже взрослые люди, переживали психологические проблемы, – сказала министр. – В Мининском университете (бывший педагогический институт. – «АН. Волга»), в Приволжском исследовательском медицинском университете уже созданы центры психологической помощи. Это та проблема, которую нам надо выруливать. Будет ли выпускной По мнению обоих министров, все будет зависеть от эпидемической обстановки. Ольга Петрова предположила, что выпускной можно проводить как классное мероприятие. Министра образования дополнил министр здравоохранения. – Последнее слово останется за Роспотребнадзором, – подчеркнул Давид Мелик-Гусейнов. – Что касается выпускных в детских садах, то они проходят раньше, чем в школах, сейчас готовится разъяснительная информация о том, в каком формате можно их провести, сколько может присутствовать родителей и так далее. Мы доведем до вас информацию в ближайшее время. Тем временем в регионе прошел трехдневный хакатон с участием 48 команд из 15 регионов страны. Это Нижегородская, Калининградская, Псковская области, Ульяновск, Омск, Владимир, Биробиджан, Великий Новгород, Тюмень, Тула, Уфа, Мурманск, Самара, Ленинградская область, Горно-Алтайск. Возраст участников составил 13–17 лет (7–11-й классы). Кроме того, по словам Ольги Петровой, в этом году в регионе планируется провести еще два крупных научно-образовательных форума. В мае состоится форум «Наука и молодежь», он пройдет в рамках фестиваля «Студенческая весна», приуроченного к Году науки и технологий, объявленном президентом России. А осенью должен состояться форум «Университеты 2030: наука – компетенции – молодежь». – В прошлом году форум в Нижнем Новгороде посетили ректоры лучших вузов России и ведущие руководители научно-образовательного блока, включая министра науки и высшего образования Валерия Фалькова. Очередной форум обещает быть не менее представительным, – анонсировала грядущее мероприятие Ольга Петрова.