Тренер олимпийского чемпиона: Юрий Степанов рассказал о своем ученике Максиме Опалеве
Мечту любого наставника – увидеть своего воспитанника на высшей ступени олимпийского пьедестала – волгоградский тренер Юрий Степанов сумел воплотить в Максиме Опалеве. Любовь к гребле, веру в себя ветеран тренерского цеха сумел передать и другим воспитанникам, которых у него за годы работы набралось сотни.
Идти до конца
Тренировать Степанов начал сразу после окончания Волгоградского института физкультуры в 1964 году. Многие новоиспеченные специалисты мечтают работать со спортсменами, уже достигшими определенных высот, но это не про Степанова.
– Хотел начать именно с детьми, чтобы никто пальцем не тыкал, что я взял готового парня, переманил у кого-то, – признается Юрий Матвеевич. – Мечталось самому довести ученика до вершин. Хотя это кропотливая работа с утра до вечера.
Молодой тренер ходил по школам, на улице мог остановить мальчишку, чтобы позвать в секцию. При этом не искал самых плечистых и рослых, звал всех подряд. Отчасти и потому, что у самого конституция скромная. А вдруг у кого получится? У него же получилось. И во многом благодаря своему первому тренеру, которым он считал учителя физкультуры Василия Николаевича Калинина. В школе города Ленинска, куда Юрий Степанов с матерью сбежали в 1942‑м от войны, бывший фронтовик личным примером воспитывал ребят. Многочисленные соревнования, в которых участвовала школьная детвора, давали выход энергии, а главное – закаляли характер. Потому что учитель физкультуры учил не сдаваться даже в самых трудных ситуациях, прививал дисциплину.
В институте, куда Степанов поступил после службы на Северном флоте, ему посоветовали специализироваться в гребле на каноэ. В этом виде, где физические данные имеют огромное значение, Степанов, несмотря на небольшой рост и далеко не богатырское телосложение, тем не менее преуспел. Самое яркое воспоминание – первенство СССР в Астрахани в октябре 1967 года. За два дня предстояло пройти на каноэ 106 км.
– Это было испытание всего существа человека, – считает Юрий Матвеевич. – В физическом, психологическом и моральном отношении. Холод, ветер, но я решил во что бы то ни стало пройти всю дистанцию. Если принял решение – иди до конца.
Наградой для Степанова стала серебряная медаль. А самое главное, ему навсегда стало ясно: самая ценная победа – над самим собой, над своими слабостями и страхами.
Сумасшедшая целеустремленность
Первая группа Степанова состояла из 25 человек. Занимались в Красных Садах в Среднеахтубинском районе. О каждом ученике собирал информацию, кто чем дышит, какие дома условия. К каждому стремился найти личный подход. Походы, разнообразные тренировки – все это работало на развитие общей выносливости, которую на личном опыте Степанов считал ключевой. Старался донести до ребят: взялся за гуж, не говори, что не дюж. И конечно же не хотелось работать впустую. А для этого нужно понять, насколько серьезно настроены ребята на достижение максимальных целей.
Нередко тренеры со стажем знают: первый набор чаще других бывает самым удачным. Не потому, что самых талантливых сразу находишь, а потому, что сил много вкладываешь в детей – всю душу, все знания. Практика Юрия Матвеевича – тому подтверждение. Немало его подопечных достигли серьезных высот. Но удивительным образом выше всех поднялся 10‑летний мальчишка, который на роль наставника сам выбрал его. Это был Максим Опалев.
– Он сначала года два у другого тренера байдаркой занимался, – вспоминает Юрий Матвеевич, – но тот ушел, и Максим с год ходил за мной по пятам: «Можно я буду у вас заниматься?» В то время я работал в основном с ребятами 16–17 лет и группы были наполнены. Но пришлось сдаться.
Позже Степанов спросил у мальчишки, почему он именно к нему напрашивался. И тот впечатлил ответом: «Когда приезжали на озеро Денежное, я наблюдал за вами, как вы ребятам все показывали, рассказывали».
Целеустремленность у Опалева всегда сумасшедшая была, признает Степанов. Максим по максимуму выполнял все тренировочные задания. Никогда не приходилось его уговаривать, скорее наоборот – сдерживать. И это при том, что ездить мальчишке на тренировки приходилось из Городища. Он даже иногда ночевал на базе.
– Не скажу, что Максиму заметно больше других внимания уделял, – откровенничает Юрий Степанов, – но и во время тренировки, и после нее он больше всех вопросов задавал. Он стремился овладеть максимально рациональной техникой. А вскоре выяснилось, что есть у 11‑летнего мальчишки и лидерские качества, и дипломатические. Группу юных спортсменов встретила после тренировок в центральном парке местная шпана. Силы были явно неравны, но Максиму удалось разрешить конфликт мирным путем. Хулиганы ретировались.
Счастливы вместе
…Любовь к рисованию у Юрия Матвеевича Степанова с детских лет. Выйдя на пенсию, бывший тренер и преподаватель смог отдаться увлечению в полной мере. На большинстве ярких полотен – его воспитанник – олимпийский чемпион 2008 года, 13‑кратный чемпион мира, многократный чемпион Европы и России Максим Опалев. Он не раз общался с первым тренером после выступления на самых престижных регатах, звонил ему издалека, привозил сувениры. Встречался с ним после обидных поражений и триумфальных побед.
Связь между звездным спортсменом и детским тренером далеко не всегда выдерживает испытание временем и славой. Но в этом союзе учителя и ученика все сошлось. Да, не удалось по многим причинам Степанову самому довести ученика до олимпийской вершины. Но фундамент, заложенный наставником в самом начале, оказался настолько прочным, что во многом предрешил будущее волгоградского мальчишки. И речь не только о технике гребка. Счастливо сошлись всепоглощающее стремление Максима и желание вложить в ученика свои знания, веру в победу, свое понимание человечности, искренности. Поэтому до сих пор не слабеет связь Учителя и Ученика.