Войти в почту

Политруки от образования: зачем российским школам «советники по воспитанию»

Доплата за патриотизм Многим идея ввести должность советника по воспитанию кажется экстренно созданной. Все помнят, как после январских митингов власть резко озаботилась политическими взглядами молодежи. На самом деле, инициативу эту предложили еще в прошлом году. Она связана с поправками в закон «Об образовании», в котором теперь появится понятие воспитания, а учителей нагрузят дополнительной работой по этой части. Заниматься им будут как раз советники. Впервые о новой должности в школах заговорили в декабре прошлого года. О ней подробно рассказал министр просвещения Сергей Кравцов. По его словам, советники будут воспитывать школьников с идеологической точки зрения. Другой задачей станет работа с детскими объединениями. При этом в школах останется должность завуча по воспитательной работе. При этом новые советники не будут аналогами советских вожатых или «школьных чекистов». Набирать их будут из имеющегося учительского состава. Учителя и так занимаются работой в кружках и школьных газетах, проводят уроки патриотического воспитания и так далее. Теперь за эту работу им будут доплачивать: речь идет о ставке в 15 тысяч рублей. Помимо всего прочего, советникам предстоит плотно работать с детскими организациями. Основой их деятельности будет развитие «Российского движения школьников» (РДШ). Несмотря на то, что об этой организации знают немногие, она объединяет около 500 тысяч детей, 19 тысяч школ из всех регионов. Создали движение еще в 2015 году. Объединение принимает участие в федеральных проектах и конкурсах. «ФедералПресс» ранее писал о своеобразной деятельности РДШ в части молодежной политики. Движение делает основной упор на «военно-патриотическое воспитание» и память о ВОВ. Сейчас в пилотных регионах проходит конкурс «Навигаторы детства», в котором может принять участие любой человек с педагогическим опытом. Его победители будут проходить курсовую подготовку федерального уровня. В общем, станут самыми настоящими патриотическими воспитателями. «Главная задача советников — сделать так, чтобы школьник интересовался историей, знал ее, уважительно относился к сверстникам, родителям, учителям. Воспитание — это формирование определенных ценностей, которые делают школьника уверенным в себе, счастливым, успешным в жизни. Именно школа становится драйвером развития воспитательных программ», – полагает глава Минпросвещения Сергей Кравцов. А школа и не против Само собой, ни регионы, ни учителей никто спрашивать о новой инициативе не собирается. Их просто поставили перед фактом – а там уже, будь добр, выполняй. При этом многие специалисты отзываются о нововведении скептически. Так, народный учитель РФ из тверской гимназии №12 Андрей Мишин заявил, что внедрение новой должности не принесет пользы. «Учителей должно уважать и общество, и государство. К их мнению нужно прислушиваться. Уверен, что если бы у нас спрашивали мнения директоров, то новой должности вообще не появилось бы. Я считаю,что детьми должны заниматься учителя, получающие достойную плату», - отметил он. В то же время, многие учителя видят в новой должности возможность подзаработать. Например, директор школы № 31 в Южно-Сахалинске Татьяна Бережная рассказала редакции «ФедералПресс», что у нее на пост советника претендует несколько человек. «Российское движение школьников и Юнармия сейчас популярны, в них вступают даже старшеклассники. Учителя ими, конечно, тоже занимаются. Но должность советника и доплата в 15 тысяч рублей, обещанная министерством просвещения позволят заниматься этим на более качественном уровне», – рассказала директриса. Бережная отметила, что во всех школах и сейчас занимаются воспитательной работой. Этим заняты классные руководители, завучи, педагоги-организаторы, социальные педагоги и психологи. Однако чаще всего доплата за такую работу небольшая (если вообще имеется). Впрочем, подводных камней все-таки хватает. Директор южно-сахалинской гимназии № 1 Александр Бадыкшанов рассказал «ФедералПресс», что пока никто не прояснил ряд практических моментов. Например, как будет проходить оплата советников директоров. При этом саму инициативу он поддерживает: новая должность позволит разгрузить учителей. «Например, у нашего завуча по воспитательной работе большая нагрузка. Она занимается не только мероприятиями, но и неблагополучными семьями. Если школьник совершает правонарушение, ей тоже приходится работать с этим. Обязанностей много. В последнее время идет тенденция по снижению нагрузки для учителей. Так что снять с педагогов часть обязанностей было бы неплохо», – подчеркнул директор. Александр Бадыкшанов отметил, что в школе есть много работы, которую учителя делают на общественных началах. А теперь для этого появятся советники по воспитательной работе. «Я считаю, что школе не хватает патриотической работы. Тем более, что сейчас в России нет государственной идеологии. У молодежи нет стержня, у них в голове сумбур из-за информационного бума. Если мы хотим построить крепкое государство, то должны думать об идеологической стороне воспитания нового поколения», – считает руководитель гимназии. Бадыкшанов добавил, что не стоит сразу воспринимать инициативу в штыки и говорить о «политическом надзоре». По его словам, школа сейчас – самое демократическое место. Во многих из них действуют школьные советы – что-то вроде парламента в миниатюре. Появление новой должности вряд ли сможет что-то изменить в этом плане. Фото: primorsky.ru

Политруки от образования: зачем российским школам «советники по воспитанию»
© РИА "ФедералПресс"