Как учиться молодому педагогу, чтобы хорошо учить других

21 января на портале «Учи.ру» прошла всероссийская онлайн-консультация для студентов выпускных курсов педагогических вузов и молодых учителей «Молодой педагог в школе: победа без проигравших», которая собрала более 200 тысяч участников. Эксперты в области образования рассказали о ключевых компетенциях, которые помогают преподавателям эффективно выстраивать процесс обучения. Выступления спикеров по-прежнему доступны на сайте мероприятия, все желающие могут их посмотреть в онлайне, мы же собрали основные мысли и идеи выступлений.

.marker { background: #FFE3E0; background: linear-gradient(180deg,rgba(255,255,255,0) 45%, #FFE3E0 55%); }

Что такое новая грамотность?

Само слово «грамотность» не ново: издавна его значение определялось как умение читать, писать и считать, то есть пользоваться знаковыми системами. В новых технологических условиях это понятие стало шире и получило название «универсальная инструментальная грамотность». Теперь оно опирается на современные инструменты коммуникации с поправкой на форматы взаимодействия и способы передачи информации, в том числе в режимах «человек — человек» и «человек — машина». Универсальная инструментальная грамотность не привязана к конкретному контексту и используется не только на бумаге, но и в цифровой среде.

Второй тип новой грамотности — базовая предметная. К ней относятся современные знания и навыки поведения в актуальных областях. Например, финансовая, гражданская, правовая, технологическая осведомленность и так далее. По мере того как меняется мир и приоритетность знаний из тех или иных сфер жизни, этот список периодически пополняется.

Граница между грамотностью и неграмотностью определяется тем, насколько человек умеет пользоваться имеющимися в конкретном обществе инструментами коммуникации. Свободное владение цифровыми сервисами для современных людей настолько же актуально, как навык письма на папирусе для жителей Древнего Египта.

«Современный грамотный человек видит и использует открытые ему возможности, воспринимает сигналы людей, различных институтов и государства, а также выражает свои потребности на языке и в формате, которые понятны и приняты в данном обществе. Он способен действовать самостоятельно в тех областях, в которых от него социально или профессионально ожидаются такие действия. Молодым педагогам важно поддерживать уровень своей грамотности в разных сферах, а также следить за социальными и технологическими изменениями, происходящими в мире. И конечно, учителю при выстраивании образовательного процесса следует учитывать комбинацию обоих типов новой грамотности: это позволяет уже в школе дать детям максимум возможностей для восприятия мира и активного с ним взаимодействия», — комментирует Мария Добрякова, эксперт Института образования НИУ ВШЭ, лауреат премии Правительства РФ в области образования.

«Большие идеи» как основа смыслового обучения

Новая грамотность интегрируется в учебную программу бесшовно за счет использования на уроках богатства форматов и «больших идей», связывающих несколько предметов. Таким образом, сегодня уже можно говорить о переходе от традиционных моделей обучения, которые фокусируются на умении запоминать конкретные факты, к смысловым, где основной упор делается на понимание общих принципов и понятий с последующим применением в различных ситуациях.

«Большие идеи» опираются на «переломные понятия», которые трансформируют восприятие. Они неудобны, необратимы и интегративны, при этом важны как в естественных, так и в социальных науках. К «переломным» можно отнести, например, следующие понятия:

Долгосрочные последствия — действия могут иметь отложенный эффект.Цикл — каждый организм, любая система проходит несколько стадий развития.Справедливость — природные ресурсы необходимо делить между всеми, кто в них нуждается.Предел — возможности каждой системы чем-то ограничены.Способность вызывать изменения — любой человек может повлиять на изменения себя, своего сообщества и большой системы.Равновесие — баланс между различными потребностями.

«Большие идеи» обычно формулируются как часть образовательных стандартов (то есть на уровне страны, региона) и уточняются учителем для каждого раздела, который есть в его предмете. Это более целостный и глубокий подход к выстраиванию процесса обучения, чем был прежде.

Ключевые компетенции в практике педагога

Один из основных вопросов, на которых строится образовательный процесс, — какие навыки будут необходимы детям, когда они окончат школу и окажутся в каких-то непростых жизненных обстоятельствах? В 2015 году, по данным исследовательского центра Child Trends, в приоритете были критическое мышление, социальные умения, способность кооперироваться с другими людьми и решать проблемы. Однако опрос руководителей и HR-специалистов показал, что к 2022 году произойдет смена фокуса и умение мыслить креативно будет важнее, чем анализировать и критически осмысливать ситуации.

«Сегодня страны, лидирующие в области образования, настраивают свои стандарты на компетентностное видение. Например, в канадской провинции Онтарио наряду с базовой грамотностью по предметам в стандартах описаны креативность, кооперация, коммуникация, критическое мышление и воспитание характера. Более того, для каждого класса есть четкие рекомендации по формированию каждой компетенции. Важно, что все происходит не во время внеурочной деятельности, а непосредственно на предметных уроках. Нашим педагогам, особенно тем, кто только входит в профессию, полезно изучить мировой опыт, чтобы в дальнейшем адаптировать методики под себя и интегрировать их в учебные занятия. Задача преподавателя — научить школьников работать с решениями, выбирать стратегию на пути к достижению цели. Урок должен быть построен таким образом, чтобы у детей возникла мотивация к получению знаний и умений», — подчеркивает Марина Пинская, автор пособий в области оценки качества образовательных достижений ученика и планирования развития профессиональной карьеры педагога, кандидат педагогических наук, преподаватель МГИМО.

Роль учителя в современной системе образования

Когда образовательный процесс трансформируется под воздействием новых вызовов, технологии преподавания не могут оставаться неизменными. В XXI веке информация сама по себе уже не является ценностью, а ее получение становится максимально простым даже для детей. Школьники с первого класса в совершенстве владеют гаджетами и знают, где найти ответы на свои вопросы. Другой момент, что доступность информации не гарантирует ее качество и достоверность. Поэтому одна из задач учителя сегодня — научить работать с источниками и находить правильные ответы.

Дети поколения Z были рождены в цифровую эпоху. Большая часть — 67% — школьников в возрасте 14–17 лет ежедневно проводит в интернете более четырех часов. При этом 89% из них посещают социальные сети. Огромное количество каналов коммуникации и неиссякаемый поток данных создают информационный шум, который искажает у ребенка восприятие действительности. Роль учителя должна сводиться к образованию и воспитанию, развитию детей, их талантов и навыков, таких как, например, критическое мышление, креативность.

«Обучение сегодня — это рутинный процесс, но благодаря образовательным платформам он может быть упрощен и автоматизирован. Важно понимать, что педагог не человек с указкой, не транслятор информации, а организатор и модератор учебной деятельности. Чтобы эффективно обучать „зетов“, учителю необходимо овладеть базовой компетенцией XXI века — цифровой грамотностью. Мотивация детей к учебе из класса в класс становится ниже: подросткам непонятно, как сложные темы могут пригодиться им в жизни. Чтобы вернуть радость познания, надо обратиться к комфортной для „зетов“ среде — цифровой. Геймификация и game-based learning — действенные способы вовлечь детей в образовательный процесс», — поясняет Екатерина Латыпова, руководитель направления «Учи.ру» по взаимодействию с учителями.

Пандемия значительно ускорила внедрение новых технологий в деятельность образовательных учреждений, а это означает, что ключевые компетенции педагогов и сам процесс обучения обязательно должны быть пересмотрены. Сегодня на первый план выходит развитие профессиональных навыков с помощью цифровых ресурсов: электронных курсов повышения квалификации, семинаров, конференций. Только после того как преподаватель сам овладеет необходимыми умениями, он сможет грамотно выстроить учебный процесс.