Всероссийский конкурс «Учитель года» в Волгограде приближается к финалу

Сегодня на площадке ГДЮЦа лауреаты конкурса «Учитель года» демонстрируют свои навыки в рамках испытания «Мастер-класс». Завтра мы узнаем имена пяти финалистов, а окончательные итоги будут подведены 2 февраля.

Всероссийский конкурс «Учитель года» в Волгограде приближается к финалу
© Волгоградская правда

Традиции и новаторство

Конкурс «Учитель года России» организовывался с двумя целями – открыть ярких и талантливых педагогов и вовлечь в это движение как можно больше работников образования, чтобы они учились друг у друга и помогали в творческом росте. И поставленные задачи конкурс успешно выполняет. Он действительно открывает неординарных педагогов, которые умеют работать вне шаблона и вне формальных характеристик. Совсем скоро мы узнаем их имена.

Ирина Димова, первый заместитель главного редактора "Учительской газеты", кандидат педагогических наук, член оргкомитета конкурса «Учитель года России» с 1991 года отметила, как изменилось учительское сообщество за это время:

− Тридцать лет назад у учителей было больше фундаментальных знаний как таковых. Сейчас, чтобы привить ученикам мотивацию к обучению, интерес к той же литературе, одних фундаментальных знаний недостаточно. Надо находить новые современные способы, в том числе и информационные технологии. Нельзя сказать, что нынешние участники менее информированы или менее глубоки, чем их коллеги 30 лет назад, просто другое время и другие акценты. Традиция, которая была заложена в 90-х годах, продолжается, и все приехавшие на конкурс учителя – большие профессионалы своего дела.

Конкурс, констатирует эксперт, молодеет. Последние несколько лет средний возраст участников – 36-37 лет.

− Но в конкурсе принимают участие и учителя, которые работают уже 25-30 лет, - продолжает Ирина Димова. – Они несут свет, добро, красоту и показывают образцы профессионального преподавания. Сегодняшний конкурс – это связь поколений, возможность одним учиться у других. Мы учимся всю жизнь и это главное в профессии педагога. В этом и есть суть идеологии конкурса – учить учиться.

А судьи кто?

Самые объективные и заинтересованные судьи – сами школьники. Они живо реагируют на выступления конкурсантов, задают самые разные вопросы и готовы уже сейчас учиться у понравившегося педагога.

Представитель ученического жюри Софья Лызлова отметила, что каждый учитель по-своему уникален:

− Мы работаем на конкурсе второй день, и я убеждаюсь в том, что наши учителя – увлеченные, продвинутые в новых технологиях люди, которые могут повести за собой любую аудиторию. А сегодняшний конкурс, как говорит современная молодежь, - это просто крутой баттл!

Ученица 9 класса школы № 128 Валерия Леонова рассказала, что за время конкурса уже успела определиться со своим «фаворитом»:

− Выступление учителей цепляют – кто-то своими внутренними качествами, кто-то особым подходом и подачей информации. Мы и не догадывались, что преподавание предметов может быть таким интересным. Я хочу стать учителем русского языка и литературы, потому уже сейчас смотрю, какую высокую планку задали учителя – участники конкурса, как нужно любить свой предмет и увлекать им своих учеников.

Конкурс живет и развивается

Настоящий фурор произвел своим выступлением учитель математики из Ростовской области Михаил Гуров. Он произвел впечатление и на ученическое жюри, и на профессионалов.

− Я делал акцент на максимальную простоту восприятия, - объяснил Михаил Гуров. – Это всем известные математические термины, наглядность и простота решения задач. Главное было – не зажаться самому. Мой принцип: «Нет нерешаемых задач». Я не боюсь браться за новое, неизведанное, с удовольствием осваиваю новые технологии и делаю это в основном самостоятельно. Например, сегодняшняя презентация, создана в программе Prezi. С ней я познакомился сравнительно недавно, увидел, когда был на выступлении Виктора Антоновича Садовничего.

Ректор МГУ Виктор Садовничий, отметим, второй день находится на постоянной онлайн связи с Волгоградом. Он задает вопросы и комментирует каждое выступление конкурсантов.

Учитель будущего – каков он? Михаил Гуров считает, что это человек, который не боится развиваться и брать на себя ответственность за то, что он делает:

− После окончания конкурса – независимо от того, с Пеликаном или без, я уеду с новыми друзьями, с новым опытом, который перенял в Волгограде. Мастер классы сегодня были просто огонь! Один интересней другого.

Зрители с педагогом из Ростовской области согласны. Они тоже выражали свои эмоции бурными и продолжительными аплодисментами.

А учитель истории из Москвы Дениса Хурманенок вывел свою формулу, как педагогу быть интересным для своих учеников во все времена:

− Надо быть собой, и, если тебе не безразличны дети и свое дело, то все получится. Базовые принципы, которые необходимы для учителя во все времена, – честность, искренность, интерес к своему делу, неравнодушие, смелость в принятии решений. Все эти качества должны идти рука об руку с умением гибко и своевременно реагировать на вызовы времени, на изменяющийся мир. И многие конкурсанты демонстрируют именно такие качества. Я рад, что познакомился с такими замечательными профессионалами.

В этом году конкурс «Учитель года», который традиционно проходит в сентябре, был перенесен на январь и, несмотря на все сложности, он состоялся. Его организаторы и сами конкурсанты отмечают: Волгоградский регион сделал все возможное, чтобы профессиональное состязание российских педагогов прошло на очень высоком уровне.

− Конкурс проходит в доброжелательной атмосфере. Все продумано и четко организовано. Уверена, этот конкурс на волгоградской земле войдет в историю как совершенно неординарный зимний конкурс «Учитель года России». Мы приехали в регион, который любит детей, занимается образованием. Нас прекрасно здесь принимают. Мы все уедем с самыми добрыми воспоминаниями и – с желанием снова вернуться! - подытожила Ирина Димова.