Войти в почту

Для школьников и бизнеса: как ИТ-инфраструктура помогает Москве в пандемию

Московские цифровые проекты в этом году не только упрощали жизнь горожан, но и стали эффективным средством борьбы с пандемией COVID-19. На премии Рунета столица получила награду в номинации «Технологии vs коронавирус».

Для школьников и бизнеса: как ИТ-инфраструктура помогает Москве в пандемию
© Mos.ru

Цифровые технологии используются во всех сферах, делая получение услуг и взаимодействие с городом комфортнее для жителей. Сегодня любой москвич знает, что с помощью гаджетов он может записаться к врачу, оплатить коммуналку или парковку, проверить оценки ребенка в школе, передать показания счетчиков, записать питомца к ветеринару и найти работу. Жизнь мегаполиса не останавливалась даже весной, когда многим пришлось работать из дома. Электронные сервисы позволяли горожанам удаленно контактировать с городскими службами и получать услуги, бизнесу — продолжать работу, а школьникам — учиться не выходя из дома. Весной в столице были оперативно запущены новые сервисы, направленные на борьбу с пандемией коронавируса.

Mos.ru уже рассказывал, как новые технологии помогают врачам бороться с пандемией. О том, в каких еще сферах появились новые форматы для учебы, поддержки и общения, — в нашем материале.

Школа на удаленке

Новая реальность изменила привычную школьную жизнь. Ученики и учителя перешли на дистанционное обучение: до сих пор ребята 6–11-х классов занимаются удаленно. Столица не остановила образовательный процесс, а «Московская электронная школа» («МЭШ») стала главной информационной платформой для организации дистанционного обучения. Уже хорошо знакомая и привычная московским педагогам и школьникам, она объединяет широкий набор сервисов для учителей, учеников и родителей в единую образовательную среду. В «МЭШ» уже были загружены тысячи сценариев уроков и интерактивных приложений, а также учебники, тесты, видеоуроки и другой образовательный контент.

«Это инструмент, который помогает учителю более качественно вести уроки и организовать образовательную деятельность в целом. Сегодня благодаря “МЭШ” я могу быть уверен, что ребенок вне зависимости о того, может он посещать уроки онлайн или нет, в любое время имеет доступ к материалу, который мы проходим», — говорит учитель истории и обществознания школы № 2101 Михаил Колосов.

По его словам, в других городах и странах переход на дистанционное обучение проходил сложнее. Где-то школы просто закрывали, а детям раздавали задания на время карантина. Москва же довольно просто перешла в онлайн-режим.

«Ученик, заходя в электронный дневник, может присоединиться к электронному уроку прямо по ссылке из расписания. Весной не было таких возможностей. Раньше нужно было регистрироваться на разных платформах, искать логины, пароли, создавать ссылки на уроки в разных системах. За лето “МЭШ” была существенно доработана, и теперь мы можем не тратить на это время, проводить уроки так, как нам это нравится, и не волноваться, что ученик не увидит их, потому что он не то скачал или не знает, как авторизоваться. “МЭШ” — это уникальная платформа, в которой в одном месте собрано все: дневник, журнал, расписание, учебные материалы», — отмечает учитель.

Огромная библиотека электронных учебных материалов облегчает процесс обучения. Даже если у ребенка нет с собой учебников (например, он на даче), в «Московской электронной школе» есть все, что нужно для полноценной работы.

«Кроме того, там есть база заданий, которые позволяют себя проверить. И самое главное, что весь материал достоверен, он проходит тщательную техническую и содержательную экспертизу. Можно же просто поискать то же самое в интернете, но там информация не всегда проверена. А за “МЭШ” следят специальные модераторы, которые проверяют всю информацию — до каждого символа», — подчеркивает Михаил Колосов.

Системой могут пользоваться и родители, которые часто больше всех волнуются из-за дистанционного формата учебы. «МЭШ» позволяет следить за успеваемостью ребенка: что он прошел, что сделал и так далее. А еще с ее помощью родитель может помогать ему осваивать материал, разбирать какие-то сложные темы.

Сервисы для бизнеса

Бизнесменам, оказавшимся в непростой ситуации, тоже помогали электронные сервисы. Весной для них открыли виртуальный фронт-офис, в котором можно было подобрать подходящую меру поддержки по ИНН и в период заявочной кампании обратиться за субсидией. Во время вручения премии Рунета фронт-офис вошел в число лучших в номинации «Государство и общество».

Одной из тех, кто воспользовался городскими сервисами в этом году, стала компания «Земэкс». Она получила экспортный кешбэк — грант для бизнеса, ориентированного на внешние рынки. Выплата составляет 10 процентов от выручки по исполненным экспортным контрактам.

«Я подписался на городскую рассылку информации для бизнеса, оставил свои контактные данные, и в какой-то момент мне позвонили и предложили подать заявку на грант. Нам все очень понятно объяснили, проконсультировали по многим вопросам, все перепроверили. Теперь я уверен, что в следующем году смогу подать заявку на этот грант самостоятельно», — рассказал гендиректор компании Денис Салимсаков.

Его фирма поставляет за границу российские суда, которые используют для добычи песка со дна рек. Специальное оборудование высасывает песок, как пылесос, а после его отвозят на строительные площадки. По словам Дениса Салимсакова, сумма полученного от Москвы гранта покрыла половину расходов на доставку судов до покупателей.

Награду в номинации «Экономика и бизнес» получила платформа Московского инновационного кластера. С началом пандемии сайт заработал как служба одного окна для связи ведомств с предпринимателями. Кластер начал продвигать продукты и технологические решения, востребованные в условиях пандемии, открыв на сайте раздел «Витрина проектов против COVID». Проекты были собраны по следующим ключевым направлениям: контроль санитарно-эпидемиологической ситуации, медицина и охрана здоровья, медицинские приборы, дистанционное обучение, решения для удаленной работы, социально ориентированные проекты и сервисы.

Участники Московского инновационного кластера ООО «ФТС» (разработчик программного обеспечения) и АО «СанСим» (оператор связи, предлагающий услуги автоматизации бизнеса клиентам по всей России), например, отмечают удобство получения важной информации и эффект от размещения сведений о своих проектах на ИТ-платформе.

«Нам регулярно поступает информация о том, какие субсидии предоставляют бизнесу. Мы довольны тем, как представлена информация о наших социально значимых инициативах на портале кластера», — рассказывает директор по работе с массовым рынком АО «СанСим» Юрий Корж.

По его словам, под брендом «СанСим» в мае оператор запустил социальный проект-челлендж #Своих не бросаем. «Мы сделали бесплатную виртуальную АТС для предпринимателей. Любой представитель малого и среднего бизнеса, имеющий учетную запись на госуслугах, может за одну минуту подключить многоканальный телефонный номер с уже включенным сервисом интеграции с более чем 150 бизнес-системами, социальными сетями и мессенджерами для своей компании. Проект призван помочь бизнесу в это трудное время, чтобы предприниматели забыли про оплату связи и получили востребованный сервис», — отметил Юрий Корж.

Чтобы меры поддержки были действительно эффективными, весной город решил собрать мнения предпринимателей. Для этого создали центр поддержки экономики Москвы. Большая часть поступивших туда предложений учитывалась при разработке антикризисных пакетов. Предприниматель Евгения Безенкина принимала участие в опросах. Она говорит, что много раз получала опросники, а после вошла в экспертную группу по обсуждению нового режима налогообложения «УСН онлайн».

ГБУ «Малый бизнес Москвы» запустил антикризисный проект «Коронавирус: важное для бизнеса». Он собрал на одной странице всю необходимую в условиях пандемии информацию для предпринимателей — от программ поддержки до актуальных нормативных актов. Проект создан как антикризисный инструмент для быстрого взаимодействия между бизнесом и властью по мерам поддержки предпринимателей Москвы.

Онлайн-ресурс объединяет горячую линию для предпринимателей, информацию о получении антикризисной помощи от города и правовом регулировании бизнеса, подборку онлайн-продуктов для дистанционного решения бизнес-процессов, видеокурсы и онлайн-мероприятия для развития бизнес-компетенций (блок «Антикризисное обучение онлайн»).

«Такие сервисы полезны для нас. Мне нравится, что они, как справочники: в них можно все прочитать. На отдельной страничке собрано все про коронавирус — это очень удобно», — добавила Евгения Безенкина.

Гранты и субсидии: как Москва поддерживает бизнес

Электронные сервисы для инвесторов собраны на портале investmoscow.ru — сегодня их уже 29. Здесь можно найти всю информацию о реализуемых инвестиционных проектах, мерах поддержки бизнеса, торгах по продаже и аренде городского имущества, налоговых режимах и льготах. Для инвесторов также публикуют актуальную информацию об изменениях в действующем законодательстве. Ресурс переведен на английский язык. Недавно у московского инвестиционного портала появилось мобильное приложение — в нем уже доступны самые популярные разделы. В июне начал работу сервис по подаче онлайн-заявки на получение грантов от Правительства Москвы для компенсации земельных и имущественных платежей. Это еще одна мера поддержки организаций в связи с пандемией COVID-19.

Для тех, кто дома

Когда многие горожане остались дома, а культурные площадки не работали в обычном формате, открылась медиаплатформа #Москвастобой. Там можно виртуально знакомиться с городом и его достопримечательностями, смотреть концерты и шоу, слушать лекции, посещать виртуальные экскурсии по выставкам и следить за новыми проектами. Сегодня #Москвастобой — это целый онлайн-атлас городской жизни. К проекту присоединилось уже более 80 культурных и образовательных площадок — музеев, театров, библиотек, городских парков и других общественных пространств. На платформе размещено более 700 видео, среди которых спектакли, мастер-классы, лекции.

Информацию о самых ярких мероприятиях московских учреждений культуры собирает проект «Культура Москвы онлайн». Здесь можно найти программы городских библиотек, музеев, галерей, парков, театров и кинотеатров.

Дистанционно продолжает работать и проект «Московское долголетие». Его участники быстро адаптировались к новым условиям и не перестают вести активный образ жизни даже дома. К онлайн-занятиям сейчас присоединились около 70 тысяч человек

Тем, кто в непростое время потерял работу, помогает центр «Моя карьера». На онлайн-вебинарах и тренингах соискателей научат правильно составить резюме, подготовиться к дистанционному собеседованию, оформить личную видеовизитку или самопрезентацию. Тем, кто хотел бы открыть свое дело и выбрать направление самозанятости, центр предлагает пройти разные обучающие программы и курсы.

А для тех, кто переходит на удаленку, есть проект «Работа из дома». Благодаря ему компании могут узнать, как подавать сведения о режиме работы сотрудников, и делиться опытом организации рабочего процесса.

Благотворительные и волонтерские инициативы объединил агрегатор добрых дел «Я дома». Здесь собраны бесплатные сервисы, информация о взаимопомощи и поддержке москвичей старшего поколения.