Войти в почту

Шесть трендов обучения сотрудников в 2021 году

Пандемия мгновенно и радикально трансформировала привычную реальность, а IT-отрасль оказалась «на передовой» этих изменений. Многим компаниям пришлось заметно ускорить проекты по внедрению цифровых продуктов и технологий; экстренно разворачивать инфраструктуру для удалённой работы, обучения и коммуникации; управлять передачей данных и обеспечивать информационную безопасность. Всё это потребовало от специалистов новых знаний и навыков. Заметно трансформировались и процессы обучения в технологических компаниях .

Экстренно прокачивать пришлось не только hardskills, но и «гибкие навыки» сотрудников. Чтобы выжить в кризис, технологические компании стараются быть максимально адаптивными, активно обучают и переобучают свой персонал. Ведь именно IT-специалисты стали тем незаменимым ресурсом, без которого сегодня не может полноценно функционировать ни одно производство, государство и общество.

Что изменится в 2021 году? Какие тренды будут усиливаться, а какие ослабевать, как перераспределятся бюджеты на обучение, рассказывает Татьяна Золотарёва, заместитель генерального директора Rubytech.

На самом деле, корпоративное обучение уже давно стало смешанным. Этот тренд наметился ещё до пандемии. Однако активно о нём заговорили только сейчас. Концепция подхода blended learning, или смешанного обучения, заключается в соединении двух сущностей: форматов обучения (мастер-классы, case-study, коуч-сессии, тренинги и многое другое) и видов обучения (онлайн или офлайн). Именно этот подход станет доминирующим в 2021 году.

Даже после того, как пандемия минует, привычка к социальному дистанцированию останется. Можно с уверенность утверждать, что онлайн-форматы будут преобладать в корпоративном обучении. Однако уже сегодня люди заметно устали от онлайна, им не хватает живого общения. Поэтому, если эпидемиологическая ситуация будет складываться благоприятным образом, компании вернут в офлайн часть активностей. Ведь сотрудникам, которые проходят обучение, важно чувствовать групповую динамику, сопричастность не только на интеллектуальном, но и на эмоциональном уровне. Онлайн, к сожалению, такой возможности в полной мере не даёт.

Наиболее логичным и разумным с точки зрения финансовых вложений станет применение в компаниях смешанного подхода к обучению. Он позволит эффективно совместить очное обучение и онлайн.

Уходящий год позволил нам убедиться в том, что виртуальная коммуникация очень скудна и ограничена в эмоциональном плане. А поскольку эмоциональная вовлечённость является одной из важнейших составляющих обучения, качество усвоения информации во время онлайн-мероприятия несколько ниже, чем в офлайне.

Не случайно многие опытные спикеры и профессиональные педагоги не слишком поощряют онлайн-формат. Ведь далеко не всегда возможно взаимодействовать с аудиторией полноценно, если ты находишься «по ту сторону экрана». Контакт глаз, отслеживание живых реакций и мимики позволяет выбирать именно тот способ подачи информации, который больше всего походит для конкретной аудитории. К сожалению, онлайн пока ещё не может передать весь спектр человеческих эмоций каждого участника обучения и не способен передать общий эмоциональный фон группы обучающихся, столь важных для эффективного и полноценного обучения.

Не случайно такие сервисы, как MSTeams, Skype, Zoom, Webex и другие все активнее внедряют в свой функционал всевозможные эмодзи, наклейки, смайлы и реакции, чтобы хоть как-то сымитировать подобие живого общения. Аналогичные возможности запускают и ведущие образовательные платформы. Правда, их внедрение не всегда коррелируется с их использованием. Нужно время, чтобы люди к ним привыкли.

Мы стараемся следовать этому тренду и стремимся сделать все удалённые форматы обучения максимально интерактивными, эмоциональными и вовлекающими. С этой целью мы активно используем опросы, голосования и квизы во время обучения. Организуем конкурсы и награждаем самых активных участников призами. Так мы отслеживаем вовлечённость участников в процесс, собираем обратную связь, создаём максимальный эффект «живого общения» в онлайн-режиме.

Офлайн-обучение не слишком эффективный инструмент для людей с низким уровнем концентрации или для чрезмерно загруженных сотрудников. Пожалуй, каждый из лекторов сталкивался с ситуацией, когда слушатель формально присутствует на вебинаре, но по факту он занят своими рабочими делами.

Чтобы этого не происходило, лучше придерживаться простых, но эффективных правил:

2020 год заметно изменил все привычные бизнес-процессы — от проведения совещаний до организации корпоративного обучения. Информация становится исключительно цифровой, а подход Data Driven уже давно господствует в бизнесе.

Чтобы избежать утечек критически важных для бизнеса сведений и сделать усложнившиеся коммуникации между людьми более комфортными, важно соблюдать ключевые принципы цифрового этикета и информационной гигиены. Навыки удаленного общения довольно просты, однако их очень сложно формализовать и отработать. Поэтому, чтобы сделать корпоративное общение нетоксичным и безопасным, сотрудникам ещё придётся закрепить свои умения на уровне softskills. Именно эти аспекты найдут отражение в программах корпоративного обучения в 2021 году.

К слову, эта проблема характерна не только для России, но и для всего мира. Не случайно, в декабре издание New-York Times объявило неделю цифрового этикета: редакция опубликовала серию полезных материалов о корпоративном онлайн-общении и поведении в сети.

В 2021 году любые управленческие решения будут базироваться на аналитике. Не станет исключением и корпоративное обучение. Бизнес продолжит тщательно рассчитывать рентабельность обучающих программ. Вместо того, чтобы создавать дорогостоящие индивидуальные курсы, компании будут актуализировать, упорядочивать, унифицировать и переупаковывать уже имеющийся обучающий контент. Не менее тщательно руководство начнёт рассчитывать ROI или коэффициент возврата инвестиций в обучение. Этот коэффициент показывает соотношение прибыли от курса обучения к сумме затрат на него.Такой подход позволяет сохранять фокус на эффективности вложения средств в обучение.

По итогам обучения в Rubytech мы используем классическую модель Дональда Киркпатрика. Она позволяет не только подсчитать эффективность обучения, но и совершенствовать программы в дальнейшем, повышая качество подготовки сотрудников. Всегда проводим опросы коллег, интересуемся их мнением о преподавателе и информационной насыщенности тренинга или курса. Кроме того, стараемся замерять навыки и знания участников до начала обучения и по окончании курса. Организуем тесты и экзамены, сравниваем показатели качества знаний той группы, которая прошла обучающий курс, с группой, которая его не проходила. Это позволяет нам провести объективную оценку обучения и понять, насколько полно и эффективно каждый конкретный курс закрывает потребности бизнеса.

Согласно исследованию консалтинговой компании Burning Glass, каждая восьмая вакансия в мире предполагает наличие у кандидата принципиально новых компетенций. Причём, как правило, цифровых. Чтобы постоянно «обрастать» новыми знаниями и умениями, сотрудники должны обладать высокой адаптивностью, гибким интеллектом и иметь развитый навык самостоятельного обучения.

IT-отрасль иллюстрирует этот принцип гораздо более наглядно, чем остальные. Технические специалисты много читают, постоянно осваивают новые технологии, проходят обучение и сертификацию у технологических партнёров и производителей оборудования. Ведь каждый профессионал отлично понимает, что наличие необходимых знаний и сертификатов позволяет ему существенно повысить собственную стоимость на рынке труда. Для бизнеса же такие сотрудники становятся главным сокровищем. Наличие квалифицированных IT-экспертов позволяет компании заключать новые сделки, выигрывать тендеры и успешно реализовывать сложнейшие проекты. Поэтому обучение в IT-компаниях становится мощным инструментом удержания высококлассных профессионалов.

В постоянно меняющейся действительности совершенствования требуют и softskills сотрудников. Здесь, также очень важна их инициативность. Если желание обучаться исходит от специалиста, он мгновенно вовлекается в процесс и усваивает информацию на более глубоком уровне.

Обучение поменялось: теперь оно полностью перешло в онлайн.

В наступающем году IT-компании немного сократят объёмы сложного технического обучения, предполагающего длительное офлайн-взаимодействие, или перенесут его на более поздние сроки. Вместо этого многие сосредоточатся на развитии у своих сотрудников softskills в соответствии с текущими потребностями бизнеса. Так, например, в штате нашей компании есть опытный коуч и бизнес-тренер международной квалификации, который изучает потребности бизнеса и, исходя из них, формирует точечные программы обучения. В нашем образовательном портфеле — более 100 различных тем и каждую можно оперативно адаптировать под нужды конкретных подразделений.

Чтобы компенсировать нехватку живого общения, технологические компании и системные интеграторы будут активно развивать форматы, которые бы способствовали обмену экспертизой между специалистами. В качестве примераприведу опыт Rubytech: не так давно в компании появился институт внутреннего спикерства. В рамках тематических образовательных сообществ сотрудники получили возможность делиться практическими знаниями с коллегами из смежных подразделений на системной основе, передавать им ценную профессиональную информацию в сублимированном виде. Спикер «изнутри» знает, как передать свой опыт, чтобы он был воспринят коллегами максимально эффективно. В этом и есть главный плюс данного подхода.

В целом же, в 2021 году важно сохранять гибкость как в плане подходов к обучению, так и в плане выбора инструментов, уметь анализировать ситуацию и быстро перестраиваться.

Фото Unsplash