Войти в почту

Кривая предпочтений. Как изменились потребительские привычки россиян во время пандемии

Кривая предпочтений. Как изменились потребительские привычки россиян во время пандемии

Прежняя пропаганда здорового полноценного общения сменилась призывом уйти в онлайн плавание во всех сферах: работа, учеба, праздники с тостами через балкон, премьеры. Супермаркеты, которые делали ставки на привлекательность торговых площадей и человеческую слабость смотреть, нюхать и трогать, открыли сервисы доставки. Так в какую сторону выгибается мир?

Фото: pixabay.com

Три главных тренда в медицинской сфере

Первый – дистанционный заказ и покупка лекарственных средств в онлайн-аптеках. Препятствием к развитию сегмента едва не стала система маркировки лекарственных средств. Но аптечные сети, дистрибьюторы и производители медикаментов сумели доказать Правительству, что из-за сбоев в МДЛП потребители остаются без медикаментов. Добавил остроты проблеме дефицита медикаментов и стремительно растущий спрос, удовлетворяя который фармкомпании значительно увеличили производственные мощности. Например, отечественной фармкомпании Отисифарм в период пандемии пришлось увеличить производство COVID-релевантных и противовирусных препаратов таких как Арбидол , Амиксин, Азитрокс и витамина Аква Д3 примерно в 4 раза. Что, впрочем, пришлось делать и другим фармкомпаниям в экстренном порядке. На текущей момент, после упрощения порядка внесения информации с систему МДЛП ситуация постепенно стабилизировалась и препараты отгружаются максимально оперативно.

Вторым важным трендом стало развитие государственные центров и частных платформ телемедицины. Врач, пусть на экране, но доступен. Зачастую, сама эта возможность имеет терапевтический эффект. Проникновение интернета в России достигло 81%. Именно такая доля взрослого населения страны регулярно пользуется услугой широкополосной передачи данных. Дистанционная медицина прежде всего заинтересовала старшее поколение. Тот редкий случай, когда люди в возрастной категории 60+ выступают в роли early adopters.

Третий тренд связан с культурой профилактики заболеваний, который в России традиционно низкий. Пандемия научила россиян мыть руки, тщательнее следить за своим здоровьем – использовать СИЗ, избегать контактов с заболевшими ОРВИ, пульсоксиметры появились едва ли не в каждом доме. Граждане стали лучше разбираться в лекарствах, все больше узнают про опыт профилактики и лечения коронавируса в мире. Теперь понятно, что ни чай с малиной, ни имбирь, ни амулеты не могут защитить от вируса. Минздрав России с периодичностью раз в несколько месяцев публикует новую версию рекомендаций по выявлению, профилактике и лечению COVID-19, ориентируясь в том числе и на мировой опыт. С каждой публикуемой редакцией документ становится более подробным, что также способствуют повышению грамотности россиян в этом вопросе. В целях профилактики от коронавируса Минздрав рекомендует взрослым назначать: «рекомбинантнй ИФН-α [прим. ред. интерферон-альфа] интраназально (капли или спрей) или умифеновир [прим. ред. тот же Арбидол]».

В условиях сегодняшней сложной эпидемситуации, личная гигиена и использование средств индивидуальной защиты помогут избежать глобальных проблем после завершения пандемии.

Взлет дополнительного образования, крах средней и высшей школы

Под наибольшим ударом оказалось школьное образование. Можно согласиться с профессором Сколково Евгением Каганером, который заявил, что неудачный переход школьного, да и высшего образования в онлайн обусловлен тем, что переход произошел технологически, но не методологически. Пандемия показала, что школьные учителя в целом плохо владеют цифровыми компетенциями.

Высшая школа переживает пандемию чуть лучше. Но Минобр заявил, что около 60 % преподавателей вузов так и не смогли адаптироваться к цифровым условиям и онлайн-парам. При этом студенты потеряли возможность практики.

Однако пандемия вызвала бум инвестиций в онлайн-образовании. Отечественный рынок EdTech показывает существенный рост 25% ежегодно, онлайн-образование становится по-настоящему массовым. Благодаря платформам «Российская электронная школа» и «Московская электронная школа» переход школьников на дистанционное обучение не стал катастрофой. Частичную нагрузку гос.образования взяли на себя и частные EdTech-проекты «Яндекс.Учебник», «ЯКласс», «Фоксфорд», «Учи.ру». Трафик последней платформы вырос с февраля по апрель 2020 года почти в 4,5 раза. Образовательные ресурсы Geekbrains, Skyeng, Skillbox, «Нетология» значительно расширили пул клиентов, запустили множество новых программ, в том числе бесплатных, и, очевидно, существенно нарастили капитализацию.

Пандемия ускорила потребительский сдвиг в сегменте доставки продуктов

Постепенное «отъедание» доли дистанционных покупок еды и готовых блюд у традиционных походов в магазины и рестораны значительно ускорило темпы в карантин. Даже после отмены локдауна в России сегмент продолжает расти. Генеральный директор онлайн-ритейлера Утконос заявлял Интерфаксу, что инфраструктура компании не была готова к взрывному росту спроса на доставку продуктов. При этом до пандемии компания почти 20 лет была крупнейшим и почти безальтернативным сервисом в сегменте.

Сейчас же расцвели десятки глобальных и региональных компаний. Но настоящей конкуренции здесь еще не случилось. Клиентов настолько много, что хватает всем. При этом Утконос за считанные месяцы не только перестал быть гегемоном на рынке доставки, но и уступил лидерские позиции Перекрёстку и Сбермаркету. Зато наладилась быстрая доставка продуктов и в целом FMCG. Практически все гроссери-сети организовали собственные доставочные службы (Перекресток, ВкусВилл) или воспользовались услугами сторонних сервисов вроде Яндекс.Лавки или Самоката. Благодаря развитой и отлаженной доставке уверенно себя чувствовали во время пандемии рестораны вроде Якитории, Тануки или Domino’s. Другие рестораны, даже с более изысканной кухней, приспосабливались к новым условиям на ходу. На помощь им пришли сервисы доставки готовой еды. Лидерами сегмента стали Delivery Club и Яндекс.Еда с 17,6% и 10,1% долями выручки, соответственно.

В условиях пандемии россияне сокращают количество социальных контактов, проводя больше времени дома. Те производители, компании и сервисы, которые удовлетворяют потребности людей в физическом и психологическом комфорте, которые позволят сделать интересным, полезным и безопасным их пребывание дома, смогут рассчитывать на финансовый успех. А также на возможность создавать вокруг пользователей экосистемы, еще глубже внедряясь в их все более замкнутую жизнь.

Источник