Войти в почту

Учитель истории и обществознания гимназии №1 Татьяна Болтенкова уже больше 30 лет трудится в школе и получает от работы удовольствие. О том, почему отказалась от профессии инженера-строителя, как оказалась в Ханты-Мансийске и что изменилось в работе из-за пандемии, Татьяна Анатольевна рассказала корреспонденту газеты «Самарово – Ханты-Мансийск».

"Мне повезло с наставниками и учениками"
© Официальный информационный портал Администрации города Ханты-Мансийска

Строители или педагоги

Татьяна Болтенкова родилась в Бресте в 1961 году. Вспоминает, что учителя пророчили ей педагогическую карьеру: «Я не хотела. Считала, что работа неблагодарная. У нас был большой класс, около 40 человек. Мы были очень начитанными и эрудированными, поэтому всегда пытались сбить с толку своего преподавателя и «повернуть» урок так, как нужно было нам. Смотрела на это и понимала, что с детьми работать тяжело».

Поэтому, окончив школу, Татьяна Анатольевна поступила в строительный институт, но оказалось, что это ей совсем не интересно. Тогда она решила все же попробовать стать педагогом. И не пожалела. В 1991 г. Татьяна Болтенкова переехала в село Саранпауль Березовского района. На Приполярном Урале прожила десять лет. Отмечает, что в местной школе в лице педагогов нашла не просто наставников, а главных учителей в профессии. «Кроме того, у меня были замечательные классы, в основном дети геологов, очень отзывчивые и целеустремленные. Мне вообще всегда очень везло с ребятами. В этом плане я человек счастливый», - рассказывает Татьяна Анатольевна.

Город возможностей

В Ханты-Мансийск Татьяна Анатольевна переехала в 2001 году, когда в окружной центр перевели по работе ее мужа-геолога: «Мне сразу понравился город. В первую очередь, уже тогда, 19 лет назад, здесь были хорошие возможности для образования ребенка: разные школы, всевозможные кружки, секции. Со временем появились любимые места – Археопарк, биатлонный центр, Долина Ручьев. Там хорошо гулять вечерами в любое время года: очень красиво и прекрасный воздух».

С работой в новом городе все сложилось сразу. Ее уже ждали в институте повышения квалификации учителей. «Наша саранпаульская национальная школа работала по эксперименту: мы готовили литературу по региональному компоненту. Поэтому плотно работали с преподавателями института повышения квалификации. Мне сразу предложили там работу», - говорит Татьяна Анатольевна.

В институте она проработала два года, а затем перешла в гимназию. Отмечает, что просто вернулась на свое место: «По натуре я не администратор и не человек, который работает со взрослыми, а учитель, который получает удовлетворение от того, что урок прошел удачно, что был отклик, что ребята чему-то научились».

Все трудности разрешимы

«Если ты не обманываешь детей, не даешь повод в себе усомниться, то ребята будут тебя уважать. Тогда можно решить любой вопрос, любую проблему. Главное – общаться. Дети не стали хуже. Просто изменились условия их жизни. Стало больше гаджетов, меньше книг. Ребятам стало легко найти готовые ответы на вопросы, а учителям - наоборот, сложно заинтересовать учеников материалом, побудить сравнить разные источники и точки зрения, обобщить и сделать выводы», - отмечает педагог.

Особенно сложно стало сегодня, когда в условиях пандемии школы много времени работали, и с некоторыми классами до сих пор продолжают работать, в дистанционном формате. Татьяна Болтенкова отмечает, что порой приходилось проводить за компьютером по 10-12 часов, чтобы провести уроки, подготовиться к следующим, проверить задания, ответить на вопросы: «Детям тоже сложно. Что бы ни говорили, но компьютер и гаджет учителя не заменят, не заменят живого общения».

Она добавляет, что как человеку «старой школы», ей было сложно подстроиться к новым реалиям. И дело даже не в технике, ведь с компьютером она знакома хорошо. «Это был просто внутренний страх, что не справлюсь, не смогу войти в новое русло. Ведь это новый опыт… Но мы справились. Нам очень помогали учителя информатики, администрация школы. У нас отличная команда», - рассказывает педагог.

Татьяна Анатольевна отмечает, что «удаленка» не очень сильно помешала при подготовке детей к ЕГЭ: «В основном мы пользовались платформой Zoom. Она дает возможность детям задать свои вопросы и получить ответы. Ведь ребята привыкли, что мы общаемся на уроках. Конечно, иногда сложно всех активизировать, ведь школьники находятся по ту сторону экрана. Но диалог все же есть. Экзамены ребята сдали хорошо. Мы проводили онлайн-консультации, кроме того, многие образовательные интернет-порталы и организации открыли свои электронные ресурсы, поэтому дети могли пользоваться самыми разными полезными источниками для подготовки».

Педагог признается: усталость от смены форматов работы в условиях пандемии, конечно же, накопилась. Сложно совмещать занятия онлайн и оффлайн. Но, добавляет она, это все можно пережить. Нужно просто принять новые условия.

Эрмитаж прямо в классе

Татьяна Анатольевна рассказывает, что сегодня обществознание постепенно вытесняет историю. Как правило, ее усердно изучают те, кто собирается сдавать ЕГЭ. «Это сложный предмет, нужно держать в голове много дат и терминов, персоналий и географических названий, процессов и явлений. Но у меня есть дети, которые занимают призовые места на городских и региональных олимпиадах, всероссийских конкурсах. Благодарна им. Ведь их достижения – это стимул для меня как для педагога», - отмечает Татьяна Болтенкова.

По мнению учителя, сегодня в окружном центре есть много возможностей для хорошего образования и развития детей: «Мне кажется, полезно, что так серьезно развивается спортивное направление. Можно ходить в бассейн, заниматься фигурным катанием, лыжами, хоккеем, гимнастикой и т.д. У нас огромный выбор для детей. Они могут развиваться интеллектуально и физически». Стало больше возможностей и для педагогов, ведь благодаря технической обеспеченности школы можно привлекать для наглядности на уроке любые интерактивные формы.

«Могу «включить» Эрмитаж, показать Третьяковскую галерею, организовать экскурсию в московский Кремль – все не выходя из класса. Раньше нужно было найти картинки, где-то вырезать или распечатать. Были еще проекторы с диафильмами, но купить их было сложно. Сейчас же один клик – и ты уже показываешь учебный фильм. Урок проходит нагляднее, интереснее и живее», - рассказывает Татьяна Анатольевна.

В свободное время Татьяна Болтенкова любит читать. Особая любовь – именно бумажные книги. «Они вкусно пахнут типографской краской, страницы приятно похрустывают, можно раз за разом возвращаться к уже прочитанным фрагментам. Люблю Хемингуэя, Фицджеральда... Но, работая с классами, читаю и то, что интересно детям, чтобы быть с ними «на одной волне». Например, в свое время прочитала всего «Гарри Поттера», «Таню Гроттер» и т.д. Мы смотрели с учениками одни и те же фильмы, которые выходили в прокат, чтобы потом их обсуждать».

По словам педагога, учитель и ученик всегда учатся друг у друга, обмениваются опытом, культурой. В педагогике, как и в любой другой профессии, считает Татьяна Болтенкова, нужно все время учиться, чтобы оставаться профессионалом, идти в ногу со временем и быть интересным.

Автор: Наталья Исаева