Войти в почту

Что такое патриотизм и какие герои нужны молодежи, узнали волгоградцы

Патриотизм не должен подменяться национализмом

Что такое патриотизм и какие герои нужны молодежи, узнали волгоградцы
© Вечерний Волгоград

Надия Ракибовна, патриоты ли современные дети?

– В большинстве своем – да, патриоты, но возникает проблема правильного понимания сущности патриотизма. Часто за него выдают национализм.

Слово «патриот» впервые появилось в период Французской революции 1789‑1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес изменникам, предателям из лагеря монархистов.

В толковом словаре Владимира Даля значение этого слова трактуется так: «Патриот – любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб».

Для меня патриотизм – это чувство и действие. Любить Родину, лояльно относиться к политическому строю, беречь исторические памятники и обычаи родной страны, культуру других стран и народов, радоваться, когда наша Родина делает какие‑то успехи, и огорчаться, если возникают какие‑то неприятности.

Что касается действий, то тут тоже все просто. Например, что я могу сделать для своей страны как гражданин? Прежде всего, честно выполнять свой долг как учитель, способствовать тому, чтобы дети хорошо учились. Если объявляют субботники, я с удовольствием прихожу. Если нужно провести какие‑либо акции, с радостью участвую в них. Это и есть патриотизм.

Кто должен заниматься воспитанием патриотизма?

– Это комплексная задача: в детсадах и школах должно быть воспитание и личный пример сотрудников, в семье – правильная нравственная позиция родителей, в СМИ – передачи, формирующие нравственно-волевые качества человека, в государственных учреждениях – работа чиновников, направленная на реализацию интересов человека. Только все вместе поможет вырастить настоящих патриотов. Если мы будем говорить только о трагических и героических событиях войны, а на практике подростки не видят своего будущего, нет условий для самореализации, обучения, существует страх перед безработицей, то вряд ли тематика героизма будет способствовать формированию патриотических чувств.

Причастность к истории

Как изучение истории может помочь привить любовь к Родине?

– Гражданственность и патриотизм – это чувство причастности к истории своей Родины и ответственности за ее судьбу. Эта причастность и ответственность приобретаются только в ходе глубокого, предметного, заинтересованного, вдумчивого знакомства с историей своей семьи, края, города и страны в их целостности и единстве.

Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. Нужно рассказывать о деятелях нашей истории: князе Ярославе Мудром, Владимире Мономахе, Александре Невском, Дмитрии Донском, нижегородском старосте Кузьме Минине, князе Дмитрии Пожарском, Иване Сусанине, Кузьме Крючкове, Константине Недорубове, Парамоне Куркине, Алексее Маресьеве. Каждая семья может гордиться своими родственниками, жившими в годы Великой Отечественной войны, каждый из них герой и патриот: кто‑то на полях сражений, кто‑то в тылу. Подвиг совершили все, благодаря им мы не рабы.

Но не только положительные примеры истории формируют патриота. Много соотечественников погибли и пострадали во время Гражданской войны, в годы репрессий, очень много было коллаборационистов, об этом тоже нужно говорить.

Есть хорошая английская пословица: «Права она или не права, но это моя страна!» Для воспитания человека, имеющего собственное мировоззрение, необходимо дать ему знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. На хорошие примеры нужно равняться, а на плохих примерах мы учимся, как не надо поступать.

Я пытаюсь на своих уроках задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от урока к уроку мы вместе с детьми идем к намеченной цели. Они получают знания, а я не только обучаю, но и воспитываю, прививаю любовь к истории и не только России, но и к своей малой родине.

Кроме того, на базе нашего корпуса постоянно проводятся информационные мероприятия патриотической направленности. Наш директор, его заместители, наши воспитатели-офицеры, многие из которых прошли через горячие точки и удостоены правительственных наград, своим примером и опытом формируют у кадетов правильную жизненную позицию.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о том, какие мероприятия проводятся в казачьем корпусе?

– Каждую среду после занятий у нас проходят информационные часы о важных событиях российской истории для всех учащихся корпуса, в дни празднований великих событий организуются интересные мероприятия, учителя проводят методические недели патриотической направленности. Например, в этом году в преддверии Года детского туризма такие недели назывались «Волгоградские лабиринты». Мы раздали кадетам отрывки из художественных произведений про Волгу и Дон, с которыми нужно было комплексно поработать: найти историческую и научную информацию, написать доклад о писателе. Также им нужно было подготовить видеоролики о красоте родного края.

В день рождения кадетского корпуса у нас всегда бывает ярмарка. В этот день действуют специальные деньги – «казачки», которые можно заработать на разнообразных творческих и интеллектуальных площадках: спеть песню, ответить на вопрос по истории, нарисовать, поучаствовать в спортивном состязании. Эти деньги можно потратить на ярмарке, купив пироги, конфеты или печенье, которые приготовили младшие школьники.

Мы традиционно устраиваем встречи с ветеранами, чтобы дети вживую пообщались с героями. Ежегодно кадеты принимают участие в региональных и всероссийских конференциях, чтениях, в научных конкурсах, конкурсах чтецов, поэтов.

У нашего корпуса очень красивая визитная карточка – взвод почетного караула. Ребята умеют выполнять элементы строевой подготовки на уровне взводов Вооруженных сил. Неоднократно участвовали в конкурсах и получали Гран-при.

Очень интересно проходят спортивные мероприятия, например, бег на казачью версту. А как наши ребята фланкируют шашками и работают нагайками!

А детям нравится такая активная школьная жизнь?

– Мы никого не заставляем участвовать в конкурсах, все только по желанию. Но судя по поведению ребят, их жизненной конструктивной позиции, думаю, что наш коллектив все делает правильно.

Вероника Скворцова © Фото: ИД «Волгоградская правда» / Сергей Григоренко.