Историю современной России в школах будут учить два года
Продолжавшаяся больше пяти лет работа над Концепцией преподавания истории в школе завершена — документ утверждён коллегией Минпросвещения. История должна стать фактором консолидации общества, а не раскола, уверен научный руководитель Института всеобщей истории РАН Александр Чубарьян. Как этому будут способствовать новые требования к школьному курсу, накануне Дня народного единства академик рассказал «Парламентской газете».
- Александр Оганович, что изменится в преподавании истории?
- Будет линейный подход к преподаванию истории, а раньше он был «концентрическим», то есть до 9 класса преподавался новый материал, а в 10 -11 классах было повторение всего ранее изученного, но в укороченном варианте. Впредь курс истории будет идти до 11 класса. В 10 и 11 классе будут проходить историю XX века, в том числе — события после 1990 года. Были большие дебаты, некоторые эксперты предлагали ограничиться только историей СССР, но возобладала точка зрения, что дети всё же должны знать и историю современной России. В итоге в курс вошла история до 2010 года. Мы посчитали нужным рассказать о реформах 90-х годов — со всеми их плюсами и минусами, оценкой социальных факторов, об основных событиях, которые были, о наших президентах.
В 10 и 11 классе будут проходить историю XX века, в том числе — события после 1990 года В то же время преемственность в преподавании истории сохранится: культурно-исторический стандарт, который существовал с 2014 года, остаётся ядром и новой концепции. Смысл решения Минпросвещения в том, чтобы придать и концепции, и стандарту нормативный характер — теперь придерживаться её обязаны все школьные учителя истории. На основе этой концепции уже существующие учебники будут либо дорабатывать, либо готовить новые.
- Многие родители до сих пор не понимают, что это вообще такое, культурно-исторический стандарт.
- Это перечень событий российской истории, которые учитель обязан осветить. В то же время мы исходим из того, что Концепция — не догма, я бы назвал её скорее навигатором для учителя. Да, она содержит перечень проблем и событий, но интерпретация и подход — это дело педагога. То есть учитель становится центральной фигурой в процессе преподавания, он сможет объяснять, что есть разные точки зрения и оценки того или иного события, на какой из них сконцентрироваться — его выбор. В концепции это отражено словами «многофакторный вектор в истории».
- Не чревато ли такое усиление роли учителя слишком разнообразной трактовкой событий?
- Нынешний ученик в принципе имеет огромное количество источников информации — учебник перестал быть единственным способом познания предмета, в распоряжении детей Интернет, есть семья, родители. Ученик всегда может сказать — в учебнике написано одно, а в Интернете я читал другое. Другое дело, что учитель должен быть к этому готов. Сейчас — и об этом мы договорились с министром просвещения — важно усилить квалификационную переподготовку учителей, курсы повышения квалификации. Мы понимаем, что учителя тоже имеют различные идеологические предпочтения, но мы их настраиваем, чтобы они, даже при наличии собственных взглядов рассказали детям, что на то или иное событие есть разные точки зрения.
В течение последних пяти лет, по предложению учителей, мы готовили брошюры по тридцати «трудным вопросам отечественной истории» — тем, на которые есть разные точки зрения. Эти брошюры мы размещали в Интернете, рассылали педагогам.
- Какие это «трудные вопросы»?
- Как раз сейчас завершается работа над брошюрой по истории Второй мировой войны, включая Нюрнбергский процесс. Также это царствование Ивана Грозного, образование Древнерусского государства, национальный вопрос в России, НЭП. Были вопросы, связанные с освободительным движением в России в XIX веке — то есть все темы, по которым продолжаются дискуссии.
- А наиболее острые вопросы истории в стандарте отражены?
- Конечно. Там есть репрессии, Катынское дело, Холокост. Оценочных суждений нет, но указано, что учитель обязан в преподавании эти темы затронуть. Или, например, история Древнерусского государства — это тоже довольно сложная тема, есть позиция наших украинские коллег, которые заявляют, что Киевская Русь — украинское государство, а не Россия. Это важный вопрос, и его также надо отразить.
Ещё один важный момент, он в стандарте тоже прописан — как преподавать в школах историю тех территорий, которые входили в состав нашей страны, а сейчас они самостоятельные государства. В бывших республиках Советского Союза очень разные оценки того времени, когда они были частью Российской империи и СССР. К сожалению, во многих учебниках этих стран тот период называется колониальным. То есть там считают, они тогда были колониями. На эту тему мы с ними дискутируем, поэтому освещение этого сюжета в наших учебниках тоже очень важно.
В бывших республиках Советского Союза очень разные оценки того времени, когда они были частью Российской империи и СССР Даже внутри России есть разные точки зрения на историю некоторых республик. В региональных учебных пособиях бывают отличные от федеральных учебников точки зрения. При обсуждении Концепции этот вопрос поднимался, думаю, детально мы его обсудим в конце этого или в вначале следующего года. По моему мнению, такого разнобоя быть не должно, региональная история должна быть сосредоточена на обсуждении этнокультурных особенностей субъекта Федерации. А все политические оценки содержатся в федеральном учебнике.
- В конце прошлой сессии парламента был принят внесённый Президентом закон о воспитании как важном компоненте процесса образования. Есть ли ему место на уроках истории?
- Разумеется. Гуманитарные предметы, особенно история и литература, играют ключевую роль в воспитании молодого поколения. Детей нужно воспитывать в духе патриотизма, гражданственности, уважения к мнению других сторон, осуждения насилия. Это должно быть и в учебниках, и в учебных программах. Как раз сейчас в истории Гражданской войны мы поменяли подход к освещению революции — теперь она преподается не только как событие 1917 года, а как событие 1917-1922 годов, включая Гражданскую войну. Один из выводов в том, что и у красных, и у белых была своя правда, а воспитательный момент заключается в донесении до школьников мысли, что существующие различия не должны разрешаться при помощи насилия, расстрела, убийства друг друга.
- В других странах тоже рассматривают историю как предмет, важный для воспитания?
- Во всем мире большая озабоченность с преподаванием истории в школе. Французский президент Эммануэль Макрон даже предложил обсудить этот вопрос в Совете Европы. Мы со своей стороны выдвинули инициативу провести в Москве в октябре следующего года Конгресс учителей истории. Во многих странах это уже вызвало большой интерес, соорганизатором выступила EuroClio - это европейская организация преподавателей истории. В основном участниками Конгресса будут практикующие учителя из Европы, Америки, Азии, Африки. Мероприятие уже заинтересовало многие государства. Например, уже сейчас пять африканских стран собираются направить на него преподавателей.
Одна из тем для обсуждения — как преподавать содержание событий. Например, во Франции идут целые дискуссии, как давать историю колониализма. Поскольку это для них острый вопрос, они пока вообще отказались от освещения этого периода в учебниках истории. Как я уже говорил, мы идём по другому пути. Отдельный «круглый стол» на Конгрессе мы планируем посвятить освещению в учебниках разных стран мира событий Второй мировой войны, европейские коллеги нас в этом уже поддержали.