Войти в почту

Параллельно с Монтессори. Как рязанский психолог составил словарь русского ребёнка и участвовал в обороне Москвы

Профессор Николай Рыбников родился 28 октября 1880 года на окраине Рязанской губернии, в селе Верхний Якимец Ряжского уезда (сейчас это Александро-Невский район).

Параллельно с Монтессори. Как рязанский психолог составил словарь русского ребёнка и участвовал в обороне Москвы
© 62info.ru

Отучившись в начальной школе, он занимался самообразованием и в 1905 году сдал экзамены экстерном за полный курс в 10-й Московской гимназии, получив «свидетельство зрелости». Через пять лет Рыбников окончил историко-филологический факультет Московского университета. Ещё будучи студентом, за исследование памяти и внимания в контексте педагогики получил свою первую награду — премию Володи Павлова.

Собирал записи родителей и детские рисунки

Почувствовать настоящую тягу к психологии Рыбников смог только с прибытием в университет Челпанова в 1907 году. Рязанец был твёрдо убежден: теоретические выводы могут быть успешными только в том случае, если они неоднократно проверены на практике.

Его не поддерживали коллеги и наставники, но Рыбников максимально возможно приблизился к народу: занялся изучением способностей деревенских школьников и методами преподавания сельских учителей. В это время Рыбников занимается изучением идеалов юношества, выбора жизненного пути и профессии.

Он собирал материалы о развитии детей, включая записи родителей и дневники подростков, наблюдения учителей, диктанты, сочинения. Обучаясь в университете, он параллельно занимался анализом психологической литературы, теоретических работ и экспериментальных исследований.

В журнале «Для народного учителя» печатались его рецензии, обзоры, рефераты в помощь педагогам.

Первые выводы его таковы: с возрастом дети начинают более критично относиться к окружающим людям и при выборе своего идеала переходят от близких родственников к общественным деятелям. По наблюдениям Рыбникова, девочки намного чаще, чем мальчики, выбирают в качестве примера для подражания религиозные идеалы и, кроме того, больше тяготеют к материальным благам.

Осознав педагогическую ценность детских рисунков, Рыбников организует сбор детских рисунков в деревенских и городских школах.

Критиковал и материализм, и религиозное воспитание

В своём труде в журнале «Педагогическое обозрение» в 1912 году он обратил внимание на тяжелое положение с умственным развитием детей, поступавших в московские городские школы.

Рыбников, как сейчас говорят, был self-made в плане образования— занимался самообучением и помогал другим. В Академическом кружке самообразования при обществе бывших воспитанников Императорского Московского коммерческого училища читал курс психологии, посвящённых памяти, умственной работе и утомлению, ощущениям, методам экспериментальных исследований в психологии. Отдельная лекция касалась вопросов отношения души к телу и несостоятельности материализма.

В 1913 году появилась статья Рыбникова «Религиозные представления школьников». Он опросил учеников Московской, Рязанской, Смоленской и Тверской губерний и отметил формальный, «заученный» характер ответов детей на вопросы о религиозных понятиях, отсутствие действительно религиозного чувства.

В результате он сделал следующий педагогический вывод: «Школа должна привести ребенка в общение с великими душами, примером которых мог бы воодушевиться ребенок».

С 1912 года до конца своей жизни с небольшим перерывом (служил в Центральной психофизиологической лаборатории народного комиссариата связи) он работал в Психологическом институте при МГУ.

Так как Наркомпрос не поддержал Рыбникова с проектом создания Биографического института, он стал самостоятельно собирать жизнеописания рабочих, служащих, купцов и других. В 1920 году вышла его книга «Биографии и их изучение».

Медаль и наука

К началу Великой Отечественной войны он занимал в Институте психологии должность директора кабинета истории психологии. Он продолжал заниматься научно-исследовательской работой, и в частности трудами, имеющими оборонное значение. Кроме того, тогда, в 1941 году, оборонительные сооружения строили все, даже учёные. В конце войны Николая Рыбникова наградили медалью «За оборону Москвы».

В послевоенные годы Рыбников изучал круг детских представлений и возможности использования художественной литературы в семейном воспитании, индивидуального подхода в школьном обучении. Под его руководством составлен словарь русского ребёнка. В его основу как раз легли матеpиалы, собранные по его инициативе из дневников pодителей, отpажавшие различные стороны детского развития.

Более того, по мнению Рыбникова, «дети не только отражают особенности культуры эпохи, но и являются носителями идей будущего», так как взрослые проецируют на них своё видение того, каким следует быть завтрашнему дню.

Свой метод и научная ценность

Николай Рыбников разрабатывал биографический метод, считая его важнейшим при исследовании личности.

Он содействовал открытию нового научного направления – «история детства». Николай Рыбников соединил в себе профессиональное историческое образование с интересом к психологии. В основание своего проекта он поставил изучение «динамики психического облика» ребёнка. Рыбников констатировал тот факт, что даже с психологической точки зрения не может быть ребёнка вообще, вне истории и культуры.

В последний период своей деятельности он занимался разработкой проблем отечественной истории психологии, положив начало систематической историографии русской и советской психологии.

Учёный умер 31 марта 1961 года в Москве. К сожалению, Николая Рыбникова можно назвать незаслуженно забытым выдающимся советским психологом.

Основатель отечественной школы дифференциальной психологии Борис Теплов назвал его «великим собирателем», а всю его работу — «научным подвигом». Огромное количество опубликованных работ и не менее обширный архив свидетельствуют о колоссальной эрудиции и работоспособности ученого, которые он посвятил служению науке и людям.