«Вертикальный прогресс. Как сделать так, чтобы дети полюбили школу»: актуальнее некуда
Писатель и блогер Дмитрий Чернышёв известен в ЖЖ под ником mi3ch (да-да, он всё ещё ведёт ЖЖ, и крайне успешно). Он интересуется природой креативного мышления, и вы можете помнить его по выдержавшей пять переизданий книге «Как люди думают» или сборнику необычных задачек «Чем заняться вечером всей семьей на даче без Интернета». В новой книге «Вертикальный прогресс. Как сделать так, чтобы дети полюбили школу» mi3ch не претендует на звание эксперта, не даёт рекомендации, а скорее фантазирует на тему того, как может выглядеть школа будущего. Картинка получается привлекательная, но довольно демотивирующая. Подробности – в рецензии ReadRate. 2020 год показал, что традиционная школа стремительно устаревает. Весной образование ушло в диджитал-формат, но ушло со скрипом. Вынужденный переход на дистанционное обучение стал шоком и для родителей, и для детей, и, что самое неприятное, для педагогов. Соцсети кипели возмущением по поводу того, что шестиклассники обучались использованию Zoom куда быстрее собственных учителей. Какие навыки должны преподаваться в школе будущего и как может выглядеть действительно эффективный процесс обучения? Что, если на освоение стандартной программы людям вовсе не нужно одиннадцать лет, хватило бы и в два раза меньше времени? А что, если оценки только вредят? Дмитрий Чернышёв рассказывает, как давно возникла существующая система образования и что изначально она предназначалась для того, чтобы максимально эффективным образом из неграмотных крестьянских детишек делать минимально квалифицированную рабочую силу. Контроль, дисциплина, непререкаемый авторитет учителя хороши для своих целей, но не имеют никакого отношения к воспитанию креативности, изобретательности, гибкости мышления, эмоционального интеллекта и других качеств, без которых сегодня не берут в компании типа «Яндекс» и Google. Неужели мы хотим, чтобы из нашего ребёнка получился средний рабочий на заводе, а не талантливый дизайнер или программист? Ну хорошо, допустим это так. Но как говорил герой Тэффи, «Ке фер? Фер-то ке?» Чернышёв пишет не только о том, что система морально устарела, но даже о том, что можно сделать, чтобы изменить существующий порядок дел. Формирование классов с системой наставничества, которая разгрузит учителей, поможет более старшим ученикам структурировать знания, а младшим – лучше понимать материал. Уход от традиционной системы оценок. Использование игр, в том числе компьютерных, в образовательных целях. Применение всех возможных высоких технологий – электронные учебники, фильмы и ролики на YouTube, дополненная реальность и т. д. Все эти идеи звучат сказочно прекрасно, и в этом основной минус текста. Все мы понимаем, что такая махина, как государственная система образования, быстро не изменится, а частные школы и варианты совместного образования – всё ещё прерогатива очень привилегированных людей. Для среднестатистического родителя, который пытается обеспечить семью, дать детям образование, отвезти всех на кружки и допзанятия и – желательно – ещё на море летом, всё это звучит как издевка. Ему-то что делать – опять тонуть в чувстве вины? Отдал ребёнка в обычную школу – получишь на выходе травмированного, мыслящего как все болванчика? Постарайтесь не воспринимать книгу в этом ключе, ведь в глобальном смысле она не об этом, а о том, что любые масштабные изменения начинаются с крошечных шагов и желания меняться. Ребёнку вовсе не обязательно учиться в дорогущей частной школе или быть на домашнем обучении, чтобы раскрыть свои таланты и получать удовольствие от обучения. Что действительно важно, так это то, чтобы все участники процесса (и учителя, и ученики, и, конечно, родители) понимали, какие моменты в современном образовании оправданны и эффективны, а какие – пережиток прошлого. Издательство: Альпина Паблишер Год выхода: 2020