Войти в почту

Образование катастроф

Дистанционное обучение стало суровым испытанием для школьников, родителей, учителей и системы образования РФ в целом. Судя по данным опроса россиян, проведенного центром компетенций EdCrunch University, испытание провалено. 72% респондентов считают, что во время дистанционной учебы дети сильно отвлекаются, а учителя не имеют возможности следить за порядком. Как итог – падение успеваемости и усиление расслоения учеников на условных отличников и двоечников. Разумеется, это проблема не одной страны. В ООН уже заговорили о "катастрофе поколений". По словам генсека организации Антониу Гутерриша, во время пандемии 250 миллионов детей были полностью лишены возможности продолжать образование, и только четверть учащихся средних школ в развивающихся странах получили базовые навыки обучения. Это способно подорвать десятилетия прогресса и усугубить укоренившееся неравенство между богатыми и бедными странами. Мотивации - ноль Российские школьники учиться не прекратили, однако в первые же недели на дистанционке столкнулись с массой проблем. По оценке респондентов EdCrunch University, это - низкое качество интернет-соединения (34%), перебои в работе онлайн-платформ (29%), низкая цифровая грамотность учителей (20%), низкая мотивация учащихся (10%), недостаточное качество цифрового контента (7%). "Пандемия поставила мир в условия тотального дистанционного образования. Сказать, что хоть какая-то страна оказалась готова к такому, было бы неправдой. И тут дело не только в технологической неготовности, но, прежде всего, в том, что в массе своей у учителей нет компетенции эффективно работать с учениками онлайн и, особенно, c их мотивацией, – поделился мнением с "Уралинформбюро" генеральный директор образовательной компании MAXIMUM Education Михаил Мягков. – Я лично верю в то, что мотивация особенно в подростковом возрасте очень сильно влияет на образовательный результат детей. В онлайн с ней работать сложнее, поэтому, конечно, несовершенное дистанционное образование породит собой еще большее неравенство". По словам учителей, мотивированных на получение знаний детей – единицы. Получать информацию можно и без учителя, взять учебник и почитать, – говорит учитель химии Татьяна Русинова. – Но ведь ее нужно разобрать, понять, о чем речь, научиться применять. Даже найти в интернете нужные сведения сложно. Это только видимость - дети все время с гаджетами, "ползают" по сети, и кажется, что они могут правильно искать необходимую информацию. Но грамотно гуглить, точно формулировать свой запрос нужно научиться". Педагог напоминает, что главная задача преподавателя - научить детей учиться. Сформировать у них мотивацию к самообразованию. А чтобы человек старательно учился – ему должно это нравиться. Татьяна Русинова "Школы дают импульс к получению знаний, но в большей степени это касается учебных заведений с углубленным изучением предметов, – подчеркивает Русинова. – Когда человек ощущает, что знает больше других, у него появляется некое интеллектуальное наслаждение от решения сложных задач. И ему хочется узнать что-то новое, поучаствовать в каком-то конкурсе. Эту мотивацию должна давать школа. Иногда детей могут вдохновлять на учебу родители, не заставлять, а именно вдохновлять. Собственным примером в том числе". В том, что дистанционный формат обучения подойдет немногим, уверена и учитель истории екатеринбургского ОУ № 105 Ольга Полякова. По ее словам, полноценно учиться онлайн могут только очень целеустремленные и самостоятельные школьники. "Но таких учеников у нас минимум. Основная масса без контроля учителя просто списывает или зубрит без понимания. В итоге успеваемость, конечно, падает. Ученики тоже жалуются. Я - классный руководитель у десятиклассников, и они говорят о том, что дистанционка не так эффективна как очные уроки. Я думаю, многие заметили результаты работы на удаленке по оценкам в последней четверти прошлого учебного года. Когда пришли результаты ОГЭ по русскому языку, учителя буквально схватились за голову. Говорят, что дети сдали очень плохо", - рассказывает педагог. "Каким бы мастером ни был учитель, сложно преподавать по интернету, – считает Татьяна Русинова. – Тем более с учетом тех технических трудностей, с которыми сталкивалось большинство педагогов. Нужны более удобные платформы для работы. За Zoom нужно платить, поскольку бесплатная версия работает с ограничениями по времени и числу участников. Когда все время вылетаешь из программы, это очень неудобно. Кроме того, нам не видно, чем занимаются ученики". Детки в клетке Еще одна проблема дистанционного образования, о которой говорят педагоги, это - разобщенность учеников. "Если мы будем говорить о младших школьниках, то, по моему мнению, дистанционное образование – недопустимая вещь, – считает Русинова. – Образование – очень многогранный процесс. Это не только про знания. Смысл в том, чтобы человек смог найти себя в обществе и жить в нем. В определенном возрасте нужно получить какие-то социальные навыки. И если младшеклассников лишить возможности вместе играть, дурачиться, ссориться, мириться, то пропущенный этап может крайне негативно сказаться на их будущем". Самоизоляция стала для психики детей и родителей большим испытанием. По словам психологов, люди привыкли к определенному распорядку дня, в котором есть свои ритуалы. Собраться в школу, почистить зубы, умыться, надеть форму. В 2020 году привычная жизнь практически полностью поменялось. По данным исследования Минздрава РФ, у 80% школьников проявились неблагополучные психические реакции на фоне самоизоляции и дистанционного обучения, – рассказывает психолог Ирина Зуева. – Что неудивительно – подростки стали меньше гулять, размылось разделение дня на периоды работы и отдыха, к тому же у многих участились конфликты с родителями, для которых это - тоже стрессовая ситуация"." При этом в министерстве образования Свердловской области считают, что с точки зрения технической и организационной составляющей дистанционное обучение в завершении прошлого учебного года было организовано на высоком уровне. "Итоговый анализ показал, что система образования Свердловской области готова к любым вызовам и способна оперативно реагировать на запросы, в том числе, например, в информировании учеников и их родителей, обеспечении школьников интернетом и другом", – подчеркивают в ведомстве. Там "Уралинформбюро" сообщили, что ежегодно образовательный процесс в школах начинается с повторения пройденного в прошлом году материала – это стандартная практика, поскольку после длительных летних каникул ученикам требуется освежить знания. Учителя при этом пока не могут точно сказать, сколько потребуется времени на восстановление пропущенного. "Все зависит от предмета, например, в этом месяце мы пока восполняем пробелы, – рассказывает Ольга Полякова. – С десятиклассниками повторяем материалы девятого класса". В свердловском минобразе отмечают, что 2020/21 учебный год требует более пристального внимания, поскольку школьники длительный период времени обучались дистанционно. "Именно поэтому на федеральном уровне было принято решение о переносе всероссийских проверочных работ, которые обычно проводятся весной, на сентябрь, – рассказали в ведомстве. – На сегодня завершается проведение ВПР, которые станут своего рода входной диагностикой уровня знаний школьников. Комплексные результаты всероссийских проверочных работ будут известны в конце октября-начале ноября". Несмотря на очевидные недостатки дистанционного обучения, эксперты не призывают совсем отказаться от него. По словам педагогов, учеба онлайн хороша как добавление к основным урокам. Просто нужно грамотно сочетать дистанционный и очный форматы. Я сейчас во всем мире вижу тренд на смешанное обучение, когда онлайн и офлайн совмещаются. И я верю в этот формат. Он может в лучшей степени снивелировать недостатки онлайн-обучения, – говорит Михаил Мягков. – Живое общение преподавателя в классе, конечно, ничего не может заменить. С другой стороны, пока мы все поставлены в условия, когда по большому счету нет выбора"." Осень 2020 года грозит закрыть окно возможности офлайн-обучения. В Москве школьников уже отправили на удлиненные каникулы. Выйдут ли они после них в школы или перейдут на дистанционное образование, пока никто не знает. Коронавирусная угроза идет в красную зону. Кира АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Образование катастроф
© Уралинформбюро