Войти в почту

От скалки к 3D-принтеру: как школьный учитель "переформатировал" уроки технологии

Редкий городской праздник в Оренбурге вот уже пару десятков лет обходится без песни "Я - оренбуржец". Автор этого провинциального хита и неофициального гимна - Сергей Иванович Шмелев, заслуженный работник культуры, в чьем портфолио насчитывается более 500 песен. Но музыка, несмотря на почетное звание, - лишь увлечение Шмелева. Сергей Иванович работает учителем технологии в Европейском лицее поселка Пригородный и более 30 лет жизни посвятил преподаванию в школе. Тем не менее, в 61 год педагог сам оказался за партой, решив пройти обучение по федеральной программе Ворлдскиллс 50+ в рамках нацпроекта "Демография" и освоить абсолютно новую для себя область. Об искренней любви учить других и учиться самому - в материале ТАСС. Расписание нового учебного года для Шмелева сложилось так, что он занят с семи утра и до семи вечера практически каждый день. Он единственный учитель технологии и ОБЖ в школе, а помимо уроков на нем лежит ответственность за работу с призывниками-старшеклассниками. При этом он находит время для творчества, работая над новыми песнями и альбомами, бывает на бардовских фестивалях, любит с друзьями выезжать на природу, рыбачит. Супруга, с которой они вместе больше 40 лет, уже вышла на пенсию, но желание мужа продолжать работать поддерживает. "Не знаю, сколько часов у меня в сутках и дней в неделю, как-то все совмещаю, пытаюсь, по крайней мере. Физических сил пока хватает, хотя порой бывает не просто успеть везде, да и с детьми ладить сложно", - признается Шмелев, но тут же вспоминает, что ученики — это и повод для гордости. "Один из выпускников - Костя Хабаров - в школе показывал себя как хороший строевик, а через несколько лет продемонстрировал это на параде Победы в Москве, промаршировав по Красной площади", - вспоминает учитель. Жизнь диктует изменения По словам Сергея Ивановича, школьники и в XXI веке с удовольствием занимаются на уроках технологии по старинке: стругают деревяшки, мастерят скамейки, дарят бабушкам сделанные своими руками разделочные доски и скалки. Но эти творческие проекты чаще всего становятся сувенирами, потому что подобные предметы быта у каждого есть дома или можно купить в любом магазине. Сегодня жизнь диктует: необходимо осваивать новые технологии, отмечает Шмелев, и не только детям, но и взрослым. О федеральной программе Ворлдскиллс 50+ в рамках нацпроекта "Демография", которая дает возможность бесплатно получить новую профессию, Сергей Иванович узнал случайно. Лицей выиграл грант на внедрение аддитивных технологий в образовательный курс, иными словами - 3D-печати. По условиям конкурса несколько учителей должны были пройти соответствующее обучение. Так и состоялось знакомство Шмелева с Гуманитарно-техническим техникумом Оренбурга, где проводились занятия по направлению "изготовление прототипов". Большая часть программы пришлась на период ограничений, связанных с пандемией, поэтому велась дистанционно. И все же во время летних каникул удалось задать волнующие вопросы преподавателям лично и освоить 3D-принтеры на практике. "Группа собралась у нас веселая: я был единственным мужчиной, все остальные - женщины, всем за 50, и в основном - преподаватели начальной школы. Нашему поколению "не повезло", мы столкнулись в зрелом возрасте с компьютерами, потом смартфонами. Информации много, приходится осваивать", - поделился впечатлениями Сергей Иванович. Новые технологии в подсобке Долго искать применение новым компетенциям Сергею Ивановичу не пришлось. Сразу после окончания курса в лицей поступили 3D-принтеры и разноцветный пластик. Своеобразную 3D-лабораторию решили развернуть в бывшем подсобном помещении кабинета технологии, где 20 лет не было ремонта. "Мы вместо отпуска своими силами все покрасили, побелили, заказали мебель, смонтировали стеллажи, где разместили коробки с пластиком, установили и опробовали принтер. Красиво все получилось, пытаемся так новую культуру технологии ввести", - рассказывает он, показывая фото своей "вотчины". Параллельно Шмелев подготовил учебную программу для 7-х и 8-х классов, которая впервые будет опробована в лицее в 2020-2021 учебном году. Он признает, что пока больше освоил аддитивные технологии в теории, чем на практике, но идеи рождаются в процессе. Одна из таких - напечатать единообразные брелоки на ключи от кабинетов школы. Педагог предложил ученикам на уроке информатики дать задание разработать дизайн и виртуальную модель изделия, а на технологии - изготовить. "В интернете есть варианты, что можно сделать при помощи 3D-принтера, можно скачать и распечатать, что угодно - от устрашающих черепов до ваз для цветов, но хотелось бы все смоделировать и изготовить самим, с нуля, методом проб и ошибок. Сейчас хотим в школе организовать кружок робототехники, делать модели, пластиковые детали которых можно изготавливать на 3D-принтере. Не знаю, как это получится, любое дело требует времени. Но мы начнем, а дети вперед нас побегут, мы будем только координировать", - считает Шмелев. В сентябре в лицее прошли первые уроки технологии, мальчишкам, по словам Сергея Ивановича, не терпится испытать возможности принтера, но он намеренно оттягивает практические занятия, преподавая теорию. "Я считаю, что 3D-принтер – это игрушка, которая может подготовить человека к работе в будущем на станках с числовым программным управлением, например. Интересно познать сам процесс, а изготавливаемые на нем изделия чаще всего являются развлечением, поэтому так завлекает", - поделился мнением учитель. Рассказывая о своей работе и увлечениях, Сергей Иванович шутит, что не знает, кто он в этой жизни. "Учитель? Музыкант? Я давно заблудился и потерялся. Но учиться люблю, а делать это можно в любом возрасте. Любая информация пригодится", - уверен он. Алена Гниденко

От скалки к 3D-принтеру: как школьный учитель "переформатировал" уроки технологии
© ТАСС