«Учителя года - 2020»: преподаватели из школы №1002 рассказали о своем конкурсном проекте
На фото слева направо: Сергей Караев, Екатерина Сахарова, Елена Белогорцева, директор школы №1002 Ева Григорьевна Солодуха, Андрей Рябченко, Анжела Коберник На минувшей неделе стали известны итоги 30-го конкурса педагогического мастерства «Учителя года Москвы — 2020». Серебряными призерами конкурса стали учителя школы №1002 из района Солнцево Западного округа. Корреспондент «НЗМ» встретился с командой победителей, в состав которой вошли Андрей Рябченко, Анжела Коберник, Екатерина Сахарова, Елена Белогорцева и Сергей Караев. Из 69 команд, принявших участие в конкурсе, команде школы №1002 удалось дойти до финала и завоевать призовое место. С какими трудностями пришлось столкнуться? - Отбор на юбилейный конкурс был более жестким, чем в остальные годы. Для участия приглашались учителя, уже достигшие определенных результатов – победители и лауреаты различных конкурсов и олимпиад, получатели грантов Московской электронной школы. Изменен был и формат конкурса – в этом году он стал командным, что тоже усложнило задачу, поскольку каждый участник конкурса нес ответственность не только за собственные успехи, но и за результат работы всей команды. Система отбора состояла из командных и индивидуальных тестирований, блиц-турниров и различного рода заданий. Пройдя все испытания, до полуфинала дошла 26 команд, до финала – 9. Расскажите о самом сложном испытании. - Самой сложной и важной задачей была разработка командами социально-значимого образовательного проекта, который можно было бы реализовать в масштабах города. Развитие проекта происходило с первых дней конкурса – от идеи до воплощения. Организаторы предложили общую концепцию – развитие функциональной грамотности. Простыми словами, это развитие способности на практике выбирать наиболее верные решения в той или иной ситуации. Нами было принято решение развивать такие навыки одновременно и у школьников, и у их педагогов. Как называется ваш проект? В чем его суть? - Проект называется «Школа настоящего будущего». Это открытый кейс-курс по формированию функциональной грамотности. Кейсы в данном случае, это некие «жизненные истории», в рамках которых есть вся необходимая информация, которая позволяет принять решение, разрешить конфликт, найти наиболее подходящий ответ. На сегодняшний день многие взрослые сетуют, что «котангенсы и бензольные кольца» из школьной программы не могут пригодиться в реальной жизни. Но ведь есть бытовые проблемы: к примеру, расчет показаний электросчетчика в зависимости от времени суток или стоимости поездки в разнотарифных зонах, вычисление верного количества стройматериалов при ремонте. Любой взрослый человек сможет научиться применять имеющиеся у него теоретические знания в решении повседневных бытовых задач. На каком этапе находится реализация вашего проекта? - Уже есть платформа, на которой возможно реализовать проект. Предложено несколько кейсовых занятий, готовых к применению на практике. По своему строению проект является пополняемой базой, в работе с которой могут принимать участие не только учащиеся, выполняющие кейсы, но и учителя предметники, у которых есть возможность добавлять собственные разработки в общую базу. В чем отличие задач, предлагаемых в кейсах, от задач, которые ставятся перед школьниками на уроке? - Учащиеся на уроке в определенной мере ограничены рамками одного предмета. Конечно, на уроке присутствуют задания, затрагивающие различные дисциплины. Однако на химии ученики занимаются, прежде всего, химией, на физике – физикой, и так далее. На сегодняшний день не было единого пространства, где школьники смогли бы участвовать исключительно в метапредметных занятиях. Мы предлагаем, чтобы в роли «объединителя предметов» выступил классный руководитель, который во время классного часа будет проводить разработанные нами кейсы. Школьники высказывают свое мнение, ищут наиболее подходящий ответ для выхода из определенной ситуации. Ни у одного кейса нет единственного верного ответа, что позволяет вовлечь учащихся и учителя в поиск совместного, наиболее подходящего решения для поставленной задачи. Могут ли преподаватели и учащиеся из других школ в дальнейшем присоединиться к проекту? - На данный момент проект в пилотном режиме реализуется в нашей школе. Восьмиклассники и их классные руководители вместе вовлечены в решение предложенных задач. Проект уже включен в пятилетнюю программу развития школы №1002. В ближайшем будущем он будет представлен на суд Департамента образования и науки, где вероятно получение поддержки на более масштабном уровне – в таком случае проект может быть предложен для всей Москвы. Кейсовые задания будут доступны только для учащихся образовательных учреждений, или любой желающий может их решить? Проект является социально значимым. Впоследствии, при его успешной реализации в школе, проект может выйти за рамки школьных стен и распространиться среди местных жителей, например, района или всего округа. Ведь функциональная грамотность - это область, которая важна всему населению.