В последние год-два в Волгограде ректоропад. Сменились ректоры практически всех ведущих вузов. Где-то эта смена сопровождается скандалами, где-то интригами - и почти все они на слуху у общественности. В Волгоградском государственном аграрном университете эта революция скорее бархатная. Правильнее её назвать эволюцией. «Аргументам недели» удалось пообщаться и первыми получить большое интервью у исполняющего обязанности ректора Волгоградского ГАУ Александра Алексеевича Шатохина, который пока закрыт для медийной сферы. - Вы мужчина, поэтому могу спросить смело: сколько вам лет? - Сорок шесть. - В подавляющем большинстве волгоградских вузов должность ректора – выборная. Руководитель аграрного университета назначается Минсельхозом? Как у вас становятся ректором? Ваш путь? - Да, у нас ректор назначается Минсельхозом после прохождения аттестации на соответствие требованиям. В 2011 году я, как председатель комиссия Рособрнадзора, проводил аккредитацию вуза, когда из академии он перерегистрировался в университет, и после этого ректор пригласил меня на работу. В то время я занимал должность первого проректора одного из ставропольских вузов. В 2012 я перебрался в Волгоград, и работал до декабря в должности проректора по стратегическому развитию и качеству образования. Потом был период в сочинском госуниверситете – на время Олимпиады – проректором по учебной работе и качеству образования. А затем Алексей Семёнович (Овчинников, предыдущий ректор ВолГАУ – прим. ред.) убедил вернуться обратно. Так весной 2015 года я оказался здесь, и до марта этого года занимал должность проректора по учебной работе. Одна из основных задач, поставленных мне на то время, - подготовка университета к аккредитации. Мы достаточно безболезненно прошли проверку Рособрнадзора, с минимальными потерями получили аккредитацию, в настоящее время успешно проводим лицензирование отдельных образовательных программ. Но всему этому предшествовала напряженная работа коллектива. - С марта вы исполняете обязанности ректора, и уже появились другие задачи? - Есть задача вывести университет на новый уровень. Когда коллектив долгие годы один и тот же, появляются определенные шаблоны ведения образования, стандарты подходов к оценке качества. Их нужно переформатировать в современное русло. Кое-что уже удалось сделать, кое-что меняется трудно. - Какой вы руководитель в эти полгода, и как будете строить работу в дальнейшем? - Есть цель, как минимум, войти в десятку лучших вузов Министерства сельского хозяйства, а для этого мы должны соответствовать определенным критериям. По ним мы должны перестроить работу в части профориентации, научной деятельности, производственной, в части приведения нашего замечательного городка к статусу достаточно привлекательного кампуса. Потому что без этого иностранных студентов, да и вообще абитуриентов с высокими баллами к нам не заманишь. - Есть такое понятие – новая метла. Вы будете энергично мести? - Я вижу, что без изменений внутри коллектива мы далеко не продвинемся. Первое, что мы начинаем делать с сентября – академию кадрового резерва. Это специальный отбор молодых преподавателей и подготовка их, для того, чтобы через два-три года мы получили достаточно компетентных молодых руководителей, которые бы сменили на своих постах тех, результативность кого уже минимальна. Чтобы переходный период не был провален, а уже начался определённый рост, мы в эти два-три года будем активно контролировать тех руководителей и преподавателей, которые пока остаются работать. Если ситуация совсем плачевна, будем поступать кардинально. Не так давно мы сменили некоторых деканов, заведующих кафедрами и одного проректора. Речь идет не о каких-то личных интересах и симпатиях, а только о способностях и критериях соответствия. От успешности университета зависит набор, количество ставок, финансирование вуза, возможность всем нам долго и успешно трудиться в будущем. - Недавно ВолГАУ прозвучал в связи с громкими коррупционными делами, когда на взятках попались несколько преподавателей. Как вы их прокомментируете? - Наверное, начнём с того, что это болезнь многих образовательных организаций. Такое событие действительно было, но является результатом нашей совместной работы. Много информации, которая появилась и появляется у органов, исходит от нас. Мы проводим анонимное анкетирование, собираем текущую информацию от учащихся, и на встречах со студентами отчитываемся, потому что прекрасно понимаем, что чем больше уровень коррупции, тем менее привлекательно образовательное учреждение и качество образования. - Кроме кадрового состава, что ещё будет меняться? - Второе, на что обратим повышенное внимание – привлечение талантливых детей. У нас уже четыре года реализуется проект с агроклассами на территории всей области. В каждом районе мы стараемся создать базовую школу, куда приезжают дети из отдаленных сёл. Мы должны их профессионально ориентировать, и далее строить всю учёбу так, чтобы они возвращались в районы и закреплялись там. Банально говорить очевидные вещи, но всё же напомню, что основная задача аграрного вуза – готовить кадры для сельского хозяйства. В настоящее время у нас городских детей – 50%, и сколько из них поедет в село? В советское время такой процент набора не мог превышать 10, остальных набирали целенаправленно из села. Другой момент – вопрос трудоустройства, позволяющий реализоваться выпускнику аграрного университета. За последние годы случились большие подвижки – созданы аграрные холдинги, фермеры получают приличные дотации. Это всё ведёт к росту и созданию привлекательных рабочих мест. И требует подготовку кадров в большем количестве, нежели сейчас. - Есть, конечно, исключения, но в основном качество школьного образования на селе отстаёт. - Один учитель ведёт несколько предметов, ЕГЭ выбирают только те, которые могут позволить школы, и не всегда они совпадают с теми, которые нужны для поступления к нам. Поднять уровень школьной подготовки - это тоже задача нашего вуза в агроклассах. Наши преподаватели выезжают в районы, проводят начитки, два раза в год привозим лучших детей в университет и проводим профильные сессии. Собираем 7 – 9 класс и 10-11-й, они живут в общежитии, учатся в лабораториях, изучают спецпредметы. С этого года мы планируем проводить эти сессии уже четыре раза в год. Кроме этого, в сентябре открываем университетский лицей для профильных классов в Волгограде – в Кировском и Дзержинском районах, где дети ориентированы на образовательные программы естественнонаучного цикла. Там у нас айтишники, робототехники, биологи, переработчики, энергетики, которые потом могут продолжить свое образование в университете по выбранному ими направлению. Таким образом, степень подготовки сельских и городских наших абитуриентов хотим уравнять, и иметь студентов с хорошей планкой подготовки и высоким уровнем мотивации. - У вас 11 тысяч гектар земель сельхозназначения – это объем среднего колхоза. Как вы их используете? - Наш учебно-производственный центр «Горная поляна» - полигон для закрепления теоретических знаний и площадка для научных исследований. Производственная часть отрабатывает проблему семеноводства, с которым в регионе и России настоящая беда. Областной комитет по сельскому хозяйству поддерживает нас в этой работе. Большую работу организуем с «Садами Придонья» по испытанию различных саженцев на морозоустойчивость. Для агрокомплекса «Волжский» отрабатываем сорта томатов, которые могут быть задействованы в закрытом грунте, сотрудничаем по возможности использования отходов производства в качестве органических удобрений. Всё семена для закрытого грунта сейчас, к сожалению, импортные. С несколькими производственниками работаем по испытанию сортов подсолнечника. Завезённые высокопродуктивные сорта имеют разные сроки созревания – периоды цветения материнских и отцовских линий не совпадают, нет переопыления, и получить высокий урожай сложно. В рамках международного сотрудничества проводим полевые испытания сельхозтехники, выпускаемой фирмой «Хади» из Ирана, и многое другое. Не все получается легко, сейчас вообще всё сложно. Но мы продвинулись во многих направлениях, и работаем на Калмыкию, Астрахань, Волгоград – всё Нижнее Поволжье. Мы понимаем, что без востребованности наших исследований в производстве, будущего у этих исследований мало. Фундаментальным университетам в этом отношении проще. Они получают финансирование, которое может быть окуплено лет через 50. Основная задача сельхозников – достаточно быстро приносить пользу производителям. - У каждого вуза есть имущественные особенности, у вас – это земли. И это лакомые земли. Есть ли на них посягательство и проблемы, как например, были у Тимирязевки? - Последнее время, к нашему счастью, посягательств на земли нет. - А трасса, проект объездной дороги? - Это же федеральный проект. Мы - не собственники, земля находится у нас в оперативном управлении. И если интересы государственных ведомств совпали, земля подлежит отчуждению. В этом случае это развитие инфраструктуры, которое можно только приветствовать. Кроме того, сейчас мы расширяем земли, которые используются: есть земли, уже находящиеся в обороте и те, которые необходимо ввести. - В городе есть такая влиятельная организация – Совет ректоров, и личности там разные. Кто вам ближе, с кем из волгоградских ректоров вы нашли общий язык? - Да, в общем-то, со всеми. Можно лишь выделить тех, работа с кем подразумевает большой объем обмена информации, и соответственно, большее число контактов и совместных проектов. Это ректор медуниверситета Владимир Шкарин, политеха – Александр Навроцкий и социально-педагогического - Александр Коротков. - По первому образованию – телерадиомеханик, занимаетесь единоборствами – боксом и карате киокушинкай, что я ещё упустила, чтобы понять, что вы – разносторонняя личность? - Может, кандидат психологических наук? - Да, интересный набор. В свободное время, если оно есть, чем занимаетесь? - Спортом. И стараюсь путешествовать по диким местам, где практически нет людей, используя свои возможности и хорошее транспортное средство – «УАЗ- Патриот».

Бархатная эволюция
© Аргументы Недели