О наро-фоминских учителях в годы Великой Отечественной войны
Великую Победу приближали долгих четыре года. Ковали её не только на фронтах войны, но и в тылу. Славную лепту в разгром врага внесли и педагогические работники. С начала войны учителя, в основном, это были женщины, работали в колхозах на прополке картофеля, свеклы и капусты, сборе лука, рыли окопы, противотанковые рвы. Днём работали, а ночью, когда объявляли по радио воздушную тревогу, а она была, как вспоминают очевидцы, каждую июльскую ночь, освобождали крыши домов от зажигательных бомб. После освобождения города от фашистов нарофоминцы стали возвращаться в родной город. Они увидели страшную картину разрухи. Не было воды, света. Люди приспосабливались к жизни. Каждый искал себе кров. Умывались снегом, освещались коптилками. Не было никакой еды. Горком партии, исполком горсовета старались наладить помощь населению в снабжении хлебом и другими продуктами питания. В городе был только один магазин, затем открыли ещё несколько. Хлебозавод был разрушен. Первое время выдавали по 300 г. муки на человека. Несмотря на все трудности, нужно было наладить процесс обучения детей. В январе 1942 года на заседании исполкома Наро-Фоминского райсовета обсуждался вопрос о работе школ. В Наро-Фоминском архиве есть множество документов, рассказывающих о работе учителей. Протокол №1 от 08.01.1942 г гласит: "В обстановке Великой Отечественной войны против немецко-фашистских захватчиков, когда враг на подступах в столице Москве разорял наши города и сёла, заливая землю потоками крови местного населения, были прекращены учебные занятия во всех школах нашего района. В течение трёх месяцев свыше 14 тыс. детей были лишены возможности обучаться основам наук. Теперь, когда дикие орды людоеда Гитлера отброшены далеко на запад, наша советская молодежь может вновь продолжить начатую учёбу в школах". Заведующим РОНО тогда был назначен Пресленев Александр Николаевич. Он родился 5 августа 1903 г., трудовую деятельность в школе начал 1 сентября 1926 г., имея среднее образование. В 1931 году поступил в пединститут. По архивным данным до назначения зав. РОНО Александр Николаевич работал народным судьей. Школы в спешном порядке ремонтировались, снабжались топливом, из них выселяли эвакуированных. Была очищена 1 Советская школа, которую немцы превратили в конюшню. Без промедления собирались учебники, уцелевшие книги. В лютый мороз учителя, полураздетые и полуголодные, старались делать всё, чтобы оборудовать классные помещения для уроков. Вскоре открылись первые школы. Вначале в классах было по несколько учеников, но к весне 1942 г. классы стали пополняться. Занятия проходили в холодных помещениях. Посреди класса ставили печку, сделанную из бочки, металлические трубы от неё выводились в окна. Лица были черны от копоти. Писали ученики на любой попавшейся бумаге и газетах карандашами, тетрадей было очень мало. Летом 1942 года и 1943 года учителей направляли на трудовой фронт - в лесу заготавливали дрова для школ и нужд города. Эта нелёгкая работа также ложилась на плечи женщин. Многие из тех, кто были призваны на фронт, не вернулись домой, отдали жизнь за Родину. Среди них, только из числа педагогов школы № 8, директор Дмитриев, учителя Косарев, Карпов и Ткаченко. С 1934 года по 1937 год в Наро-Фоминской школе № 6 работал учителем начальных классов Бондаревский Борис Евгеньевич. Его отец, Бондаревский Евгений Александрович, старший бухгалтер на Наро-Фоминской прядильно-ткацкой фабрике, и мать Степанида Артемьевна, домохозяйка, вырастили и воспитали семерых детей, пятеро из которых были педагогами. Клавдия - учительствовала в школе № 3, Елизавета - в школе № 5, Антонина - в школе № 7, Александра - дошкольный воспитатель. Борис был самым младшим из детей. В 1931 году он окончил семилетку, поступил в ФЗУ, затем был направлен на учительские курсы в Калугу. Свой первый учительский опыт приобрёл в школе № 6 (ранее она размещалась в парке им. Воровского). Борис Евгеньевич в 1936 году был награждён грамотой Наро-Фоминского РОНО и Районного Комитета союза учителей начальных и средних школ Московской области с присвоением звания ударника "за подлинно самоотверженное участие и проявленный энтузиазм в социалистическом соревновании и ударничестве по улучшению качества учебно-воспитательной работы". В 1941 году он был призван на фронт, откуда присылал матери трогательные письма. В ноябре 1943 года родные получили извещение о том, что "гвардии лейтенант Бондаревский Борис Евгеньевич убит 6 сентября 1943 года в боях за Социалистическую Родину, верный воинской присяге". Матери вручили Орден Отечественной войны 1 степени, которым он был награждён. Документы Бориса Евгеньевича предоставила Наро-Фоминскому архиву его племянница, дочь Елизаветы Евгеньевны - Степаненко Елена Андреевна. Она тоже посвятила свою жизнь педагогической работе. Сегодня многие в городе знают Елену Андреевну как замечательного человека с поэтической душой, с удовольствием читают её стихи. Одно из особенно трогательных стихотворений она посвятила своему отцу - Зобову Андрею Федоровичу, который не вернулся с фронта, пропал без вести. Война жестоким катком прошлась по судьбам людей. Вместе с фронтовыми похоронками в дома приходило горе. Тяжко пришлось тем, кто оставался на оккупированной территории. Они совершали подвиги не только трудовые, но и нравственные - спасали жизни других ценой собственной. Один из драматических эпизодов - расстрел учительницы Богородской неполной средней школы Булычевой Александры Владимировны (на тот момент Богородское относилось к Верейскому району). В помещении школы вместе с беженцами скрывались и красноармейцы. Кто-то донёс фашистам, что учительница их скрывает. К школе прибыл карательный отряд. 19 ноября 1941 г. Александру Владимировну казнили. Её отвели от школы метров на 150 и застрелили. На двери школы повесили афишу о том, что учительницу расстреляли за сокрытие красноармейцев (об этом был составлен акт от 23.02 1942 г., копия которого хранится в архиве). Учителя остались верны тем идеалам, к которым призывали своих учеников: любовь к Родине, самоотверженность, готовность помочь ближнему, честность и трудолюбие. В материале использованы документы: 1. Наро-Фоминский архив. Ф.71. Оп.1. Д.4. Л.2 2. Домашний архив Степаненко Е.А. 3. Документы ЦГАМО