Войти в почту

Пятьсот баллов для школы

Недавно российский Минпрос под девизом "Важен каждый ученик" запустил проект "500+", призванный помочь школам с низкими образовательными показателями улучшить результаты. На первом этапе программа охватит около 250 образовательных учреждений более чем в 20 регионах страны. Некоторые эксперты сомневаются – а не далеки ли министерские инициативы от реальности? Догнать лидеров В качестве планки чиновники взяли 500 и выше баллов по шкале PISA (Programme for International Student Assessment – Международная программа по оценке достижений учащихся). Собственно, поэтому проект и получил название "500+". Согласно шкале PISA, если средние баллы школьников какой-то страны превышают значение 500, можно утверждать, что уровень образования там высок. Любопытно, что в последние годы лишь чуть больше десятка стран преодолели планку в 500 баллов. России в списке нет. Чтобы это исправить и оказаться в лидерах, нужен глобальный проект. "И международные, и российские исследования показывают важность аспекта работы со школами и учениками, испытывающими определенные трудности в обучении. Проект позволит нам обеспечить адресность качественной методической поддержки, подобрать те формы и те механизмы, в которых школы действительно нуждаются, и которые будут работать на тех или иных территориях", – заявил министр просвещения Сергей Кравцов. Глава ведомства заверил, что над программой работали опытные научно-исследовательские коллективы, которые будут сопровождать ее внедрение. По его словам, в Минпросе есть понимание кадровых потребностей "слабых" школ, и механизмы подключения к проекту молодых талантов – будущих педагогов, студентов старших курсов. Также образовательные учреждения получат возможность сетевого взаимодействия с лучшими школами внутри своего региона. "С одной стороны идея помогать отстающим школам хороша. Поскольку чаще всего у нас поддерживают именно "сильные" образовательные учреждения. Однако сам проект вызывает много вопросов, – поделился с "Уралинформбюро" сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования "Учитель", преподаватель русского языка и права Всеволод Луховицкий. – В первую очередь, как будут определять те самые "слабые" образовательные учреждения? Любая методика рассматривает школу с какой-то определенной точки зрения. Например, "слабая" потому, что ее выпускники не поступают в престижные вузы, или потому что они не умеют совместно решать какие-то вопросы, работать в коллективе. Или, может быть, потому что родители просто не хотят отдавать туда детей – такое тоже часто бывает". Слабая – это клеймо В министерстве образования Свердловской области "Уралинформбюро" рассказали, что выборка учреждений, которые будут включены в программу, осуществляется на основании результатов независимых оценочных процедур. "В каждом муниципалитете региона есть школы, находящиеся в сложных социальных условиях или нуждающиеся в поддержке по причине демонстрации низких результатов, – отметили в ведомстве. – Проект "500 +" подразумевает реализацию комплекса мер по повышению предметной и методической компетентности педагогов. Кроме того, программа предполагает расширение возможностей образовательных программ и выстраивание взаимодействия с лучшими школами внутри региона и РФ". Сами педагоги согласны с тем, что помогать школам нужно. По словам преподавателя истории и обществознания Виктора Якушева, достаточно много школ испытывают различные трудности – с педагогическим составом и оснащенностью. "Хорошо, в Минпросвещения над этим вопросом задумались, – считает Якушев. – Я сам два года проработал в сельской школе (село Никольское, Свердловская область – прим.ред.) и представляю, какие трудности испытывают иногда учебные заведения. Конечно, в моем понимании, слова "слабая" и "отстающая" – это что-то вроде клейма. Я бы не стал такие термины использовать, но действительно есть учебные организации, которые по каким-то показателям хуже, чем другие". Педагог назвал несколько важных, на его взгляд образовательных показателей школ. Это – результаты сдачи выпускниками девятых и одиннадцатых классов ОГЭ и ЕГЭ, число победителей на олимпиадах различных уровней, количество участвующих в каких-либо интеллектуальных конкурсах. Ставка меньше, чем жизнь При этом, как отмечает Всеволод Луховицкий, непонятно, каким образом будет осуществляться помощь отстающим школам. В проекте говорится, что в штате школ должны появиться руководители с большим управленческим опытом, а также методисты и высококвалифицированные педагоги-наставники. Но где их взять? "Представим ситуацию: отличный педагог переходит в отстающую школу из своей, где у него хорошая зарплата, сложившиеся отношения с коллегами, выстроенная работа с учениками. А там – другой коллектив, который может встретить "наставника" не слишком приветливо. Будет ли у них желание сотрудничать с ним, учиться у него чему-то и улучшать образовательные показатели в своем учебном заведении? А есть еще директор, для которого новый управленец может стать просто очередной головной болью. Тем более, что в последние лет двадцать образовательными учреждениями руководят не директора-педагоги, а директора-менеджеры, которые считают, что лучше знают, как управлять образовательным процессом… Хорошо, найдутся среди учителей энтузиасты, которые готовы к таким неудобствам. Их, вероятно, будет немного. Можно заманить "сильных" педагогов высокой зарплатой, которая, кстати, тоже может стать яблоком раздора с коллегами, получающими в разы меньше. Но даже при всем этом талантов на все отстающие школы не хватит", – утверждает Луховицкий. А Виктор Якушев уверен, что учителя смогут договориться между собой ради своих учеников. "Если направить талантливого педагога в школу с низкими образовательными показателями, конечно, конфликты с коллегами и с администрацией учебного заведения могут возникнуть. Людей приезжих, особенно в каких-то маленьких городах, нередко встречают враждебно. Потому что есть предубеждение, что раз человек со стороны, он не сможет разобраться во всех проблемах и нюансах, но при этом должен руководить людьми, которые с этими проблемами сталкиваются каждый день, - говорит преподаватель. - Разделение на свой и чужой какое-то время будет сохраняться, но все-таки педагоги в большинстве своем люди достаточно интеллигентные, и, несмотря ни на что, всегда можно найти общий язык. Тем более, что, как бы пафосно это не звучало, для нас самое важное – ученики. Ради них, я думаю, у педагогов получится договориться". В одном педагоги сходятся: образовательное учреждение перестанет быть в отстающих, если создать максимально благоприятный климат – для директоров, учителей, детей. "Если говорить о том, какая помощь для отстающих по образовательным показателям школ была бы реально полезной, то сразу стоит упомянуть об уменьшении нагрузки на педагогов и увеличении оплаты их труда, – считает Луховицкий. – Недавно я получил письмо от учителя, который ведет 36 уроков в неделю, то есть взял две ставки. И он жалуется, что директор может отобрать у него часть уроков. Спрашивает - как ему быть, чтобы их не отняли? И что ему сказать? Если он взял столько часов, значит неизбежно халтурит, и не может быть хорошим учителем, успевать делать качественно столько работы крайне затруднительно. Но стыдно сказать такое педагогу – я понимаю, что на одну ставку ему просто не прожить!" Стоит отметить, что повышением качества образования в России занимаются не первый год. В том числе и в Свердловской области. "Регион участвует в проекте по поддержке школ с низкими результатами с 2017 года, – рассказали "Уралинформбюро" в областном Минпросе. – Реализация ведется, в том числе и на грантовой основе. В рамках выделенного региону гранта был проведен конкурсный отбор образовательных учреждений. Они получили возможность повышения качества образования, прежде всего благодаря повышению качества преподавания. Были организованы стажировки для педагогов, реализованы программы повышения квалификации, для них были созданы автоматизированные рабочие места. В рамках проекта организовано сетевое взаимодействие и партнерство школ с базовыми площадками Института развития образования. По итогам реализации министерством образования Свердловской области отмечен постепенный рост качества образования в школах, принявших участие в проекте". При всем наборе мер "оздоровления" надо не забыть об еще одном важном факторе, влияющем на успеваемость учеников. Это отношение в обществе к школьному образованию. "Дети считают, что от того, хорошо или плохо они будут учиться в школе, никак не зависит ни их профессия, ни уровень заработка, ни социальный статус. Они очень практичны, изучают только то, что им пригодится в жизни, и их можно понять, - подчеркивает Луховицкий. – Пока школа держится на том, что есть еще бабушки-дедушки и родители, которые считают, что образование зачем-то нужно". Кира АЛЕКСАНДРОВСКАЯ

Пятьсот баллов для школы
© Уралинформбюро