Мой друг уехал в… Петербург
Вузы в субъектах ежегодно тысячами выпускают хорошо подготовленных молодых специалистов, которые покидают регион после получения диплома. К сожалению, профориентация сегодня перестала быть приоритетом государства, переложившего эту работу на плечи общеобразовательной и высшей школ. Последняя для развития направления, используя собственные ресурсы, вынуждена прибегать к грантовой деятельности. Накануне нового учебного года за круглым столом «ЗР» встретились журналисты издания, общественники и преподаватели кафедры экономики и управления персоналом ЗабГУ. Разговор коснулся деятельности вуза по реализации гранта, полученного от Байкальской горной компании под названием «Морфология профессии», цель которого — своевременная ориентация школьников в выборе будущей специальности, направленная на сокращение оттока кадров из Забайкалья. Становление отечественной системы профориентации школьников практически за столетнюю историю деятельности отрасли образования в новой истории страны пережило свои взлеты и падения. Если в СССР существовал устойчивый баланс подготовки кадров по отраслям от системы средне-специального, технического образования до высшей школы, где прежде всего учитывалась потребность в кадрах, то реалии современности все больше отражают дефицит трудовых ресурсов. Кадровый голод испытывают многие отрасли экономики, промышленности и социальной сферы. При этом современная общеобразовательная система практически самоустранилась от гиперважного направления подготовки выпускников — профессиональной ориентации. Работа учителей средней школы зачастую сводится к подготовке ученика к успешной сдаче единого государственного экзамена, причем по профилю, существенно поднимающего рейтинг общеобразовательного учреждения среди таковых. К примеру, «проседают» профильная математика, биология и физика — все силы брошены на натаскивание учащегося по предмету. Как результат, при выборе экзамена школьник упускает важный шаг на пути к следующему этапу получения образования, не выясняет заранее, какие предметы будут ему нужны для поступления в вуз. Когда же наступает время подачи документов, вчерашний подросток идет по «накатанной» — выбирает профиль, соответствующий результатам экзамена по предметам. Со временем, будучи студентом, он понимает, что работать по специальности не хочет. В лучшем случае студент бросает институт, выбирая другой, теряя при этом несколько лет. В худшем, получив диплом, уходит на вольные хлеба, начиная искать лучшей доли за пределами региона. При работе над подготовкой документации гранта «Морфология профессий», преподаватели и студенческий актив Забайкальского государственного университета столкнулись с рядом немаловажных проблем, возникающих у выпускников школ при выборе профессии. Практически 70% выпускников понятия не имеют о специальностях, потребность в которых испытывают предприятия и организации Забайкалья. Многие стремятся получить профессии, априори считающиеся престижными в обществе — юриста, экономиста, менеджера, специалиста IT-технологий. Тогда как край испытывает острую потребность в молодых профессионалах для работы в горнорудной промышленности региона, энергетической и строительной отраслях, в специалистах кадрового обеспечения и сопровождения деятельности организаций. Вуз традиционно на протяжении ряда лет по собственной инициативе ведет активную работу с учениками общеобразовательных школ края, нацеленную на профессиональную ориентацию молодежи. Лидером в этом направлении выступает кафедра экономики и управления персоналом, заведует которой кандидат политических наук Ирина Казарян. Понимая, что настало время стремиться к большему охвату школьников профориентационной работой, студенческий актив кафедры — члены студенческого научного объединения Забайкальского государственного университета «Навигатор» вместе с преподавателями решили принять участие в конкурсе грантовой поддержки социальных проектов, который ежегодно проводит Байкальская горная компания. Подобная социально значимая деятельность — часть корпоративной политики БГК, которая за время своего сотрудничества с Забайкальским краем направила на социальное развитие региона уже более полумиллиарда рублей. Помочь, научить, подтолкнуть Рассказывая о проекте «Морфология профессий», старший преподаватель кафедры ГМУ Анна Вотинцева отметила, что он направлен на информационную поддержку школьников при выборе профессии, а также проведение различных профориентационных мероприятий среди учащихся общеобразовательных школ Забайкалья в возрасте от 14 до 18 лет. Среди задач — информирование подростков и их родителей о возможностях получения образования в средне-профессиональных и высших учебных заведениях города Читы для последующего трудоустройства в организациях и предприятиях Забайкальского края. По мнению участников «круглого стола», полученные результаты в ходе реализации проекта позволят заполнить вакантные рабочие места в регионе, обеспечив край дефицитными рабочими профессиями на перспективу. Кроме того, такая работа с подрастающим поколением поможет уменьшить отток населения из края среди молодежи. Как отметила Ирина Казарян, «Морфология профессий» призвана повысить и уровень профориентационной работы Забайкальского государственного университета. Ирина Рафаэльевна обозначила еще одну существенную проблему, которую призван нивелировать проект. Это работа с забайкальскими работодателями с целью постоянного информирования вуза о появлении вакантных мест. На данном этапе прежде всего необходимо заинтересовать забайкальских школьников в дальнейшем проживании в крае. Казарян особо подчеркнула, что наш регион относится к числу субъектов Российской Федерации, в которых сокращается население. Так, ежегодно его численность, в том числе в результате естественной миграции жителей, уменьшается в среднем на 0,3-0,4%. Численность постоянного населения в крае, по данным Забайкалкрайстата на 1 января 2018 года, составляла 1 072,8 тысячи человек, тогда как на 1 января 2019 года уже составила 1 065,8 тысячи человек. В 2017 и 2018 годах в трудоспособном возрасте Забайкалье покинули более 50 тысяч жителей. При этом цифры показывают, что среди уезжающих большое количество молодежи. Молодежь уезжает в поисках лучших мест работы и учебы, при этом скептически относясь к получению высшего образования в Забайкальском крае и не имея представления о возможностях трудоустройства в крае и городе. В свою очередь, актуальность проекта подчеркнул и Денис Иванов, выпускник ЗабГУ, который, будучи студентом, являлся председателем студенческого научного общества и навигатором проекта «Морфология профессий». Так, по словам Дениса, в результате проведенного исследования методом работы фокус-групп университета и анкетного опроса были сделаны следующие выводы: 70% опрошенных школьников плохо представляют себе профессию; 75% не знают о востребованных профессиях в Забайкальском крае. В некоторых случаях подростки не смогли ответить на вопрос, где работают и какую специальность имеют их родители. Тут, как говорится, без комментариев… Вмешалась пандемия Реализовывать проект предполагается для основных целевых групп — учащихся 14-18 лет общеобразовательных учреждений города Читы, а именно в школах №№ 1, 22, 45, 8. Эти учебные заведения расположены в Ингодинском, Центральном, Черновском и Железнодорожном районах краевой столицы. Всего в профориентационных мероприятиях примут участие не менее 400 человек, из них 150 школьников, соответственно, такое же количество их родителей, 20 преподавателей школ и вуза, представители организаций и предприятий края, волонтеры и члены научных студенческих сообществ. Не оставила команда проекта без внимания и районы края. К примеру с администрацией школ Карымского района еще в феврале текущего года была достигнута договоренность о проведении встреч со школьниками. Педагоги с интересом откликнулись на предложение команды «Морфологии профессий» поучаствовать в проекте. Но в планы вмешалась пандемия коронавируса, мероприятия пришлось отложить до нового учебного года. Как и участие в мероприятиях регионального этапа ежегодного чемпионата WorldSkills, где, по словам Ирины Казарян, планировалось обустроить рабочие места отдельных профессий для школьников, чтобы подростки смогли попробовать себя в роли, к примеру, горного инженера или учителя. Однако команда «Морфологии» оптимизма не теряет и к встречам с подростками готова уже сейчас. Несомненно и то, что реализация направлений профориентационного проекта продолжится сразу же с начала нового учебного года в школах и ЗабГУ. Дело государственной важности Наталья Кочергина, член Общественной палаты Забайкальского края, говоря о налаживании профориентационной работы со школьниками, выразила мнение, что подвижки команды ЗабГУ в этом направлении значимые и полезные. Однако Наталья Михайловна подчеркнула, что этот особый и нужный пласт работы с подрастающим поколением просто обязано взять на себя государство. Инициатива высшей школы в тандеме с общеобразовательной школой, конечно, будет иметь положительные результаты. Однако переломить ситуацию в корне можно будет лишь тогда, когда это направление станет именно государственной политикой, наряду с такими крупными социально значимыми национальными проектами, как демография. В свою очередь, Кочергина рассказала, что Общественная палата края заинтересована в реализации проекта «Морфология профессий». Более того, по словам Натальи Михайловны, после отработки гранта его результаты будут представлены в Общественную палату России с просьбой разработать целевую программу на уровне федерального министерства просвещения для повсеместного охвата школьников профессиональной ориентацией. Это должно помочь выпускникам сделать правильный и осознанный выбор будущей профессии. Менять имидж и менталитет Анализируя причины отъезда молодежи из региона, журналисты «Забайкальского рабочего» коснулись темы престижа высших учебных заведений Забайкалья. Зачастую молодых специалистов побуждает уехать в мегаполис отсутствие возможности трудоустроиться, имея на руках диплом регионального вуза, который не всегда котируется у работодателя. Подобные примеры приводили сотрудники издания, коллеги и друзья которых вынуждены были уехать из края в крупные города России — Новосибирск, Москву, Санкт-Петербург. Похожие примеры привели и представители высшей школы, оговорившись при этом, что престиж в данном случае — дело предпочтений того или иного руководителя. ЗабГУ, по словам Ирины Казарян, готовит профессиональные кадры практически по каждому из представленных в университете профилей специальностей. Студенты вуза ежегодно становятся участниками солидных федеральных и международных предметных олимпиад, возвращаясь в Забайкалье лауреатами. Но… Несмотря на наличие в университете отдела по содействию трудоустройства выпускников, работу в регионе находят не все. Тогда как за его пределами выпускники ЗабГУ востребованы. В данном случае, по словам Ирины Рафаэльевны, лукавят работодатели и … статистика. Мониторя ситуацию с вакансиями, как заведующая выпускающей кафедры вуза, Казарян отметила, что, по ее данным, в настоящее время предприятия и организации региона испытывают острую потребность в профессиональных юристах и менеджерах по управлению персоналом и кадровой работе. Однако среди официально обозначенных вакансий данных по этой потребности нет. Кроме того, органы муниципальной власти также испытывают кадровый дефицит. Для того же, чтобы решить эту проблему, необходимо взаимодействие всех структур и ветвей власти. Отрицательный имидж региона, который формировался годами, в том числе и представителями ряда СМИ, также, по мнению участников «круглого стола», сыграл не последнюю роль в отсутствии желания у работодателя брать на работу выпускника регионального вуза. Как и в нежелании подростков оставаться на малой родине, получая образование в Забайкалье, «где все плохо, потому что так считают родители». В настоящее время в крае реализуется целый ряд программ и проектов, направленный на стабилизацию и развитие социально-экономической ситуации в субъекте. В этой связи нужно всем сообща начинать глобальную работу по изменению отрицательного имиджа региона на положительный. Несомненно, это работа не одного дня. Но начинать ее стоит уже сейчас. При этом участвовать в ней должна не только власть, но и общественность, и специалисты всех отраслей экономики, образования, промышленности, культуры, бизнеса, и журналисты, и каждый забайкалец. Кроме того, участники встречи пришли к единому мнению, что необходимо побудить региональную власть обратить внимание на проблему профориентации школьников как на действенный инструмент сокращения оттока населения из региона. Она должна стать не только помощником, но и союзником в закреплении профессиональных доморощенных кадров в Забайкальском крае. Подготовила Оксана ЛЕОНТЬЕВА. В разговоре принимали участие Андрей БЕЛОКОПЫТОВ и Надежда КОБОЗОВА.