Войти в почту

Вернутся ли дети в школьные классы, рассказали волгоградцам

1. Цифровое образование полностью заменит традиционное. Учителей сократят или уволят, и все тяготы по обучению детей упадут на плечи родителей – В последнее время это самый обсуждаемый вопрос, – признает председатель комитета городской думы по образованию, культуре, молодежной политике, спорту и туризму Лариса Тропкина. – Многие родители высказывают опасения, что в перспективе цифровизация образования переведет обучение в дистанционный формат. Хотелось бы успокоить: традиционное обучение отменить невозможно! Одна из главных задач школы – это социализация. Ее нельзя организовать в онлайн-режиме. Но все наработки, находки, приемы, формы, которые «родились» в процессе дистанционного обучения и оказались эффективными, необходимо использовать. Этот богатейший опыт, полученный педагогами, родителями, учениками, безусловно, пригодится во время карантина, в случаях, если ребенок не может посещать школу, находится на удалении или при выполнении домашнего задания и так далее. Именно с этой целью дистанционное обучение узаконивают нормативными актами. Очень важно, чтобы всегда был выбор! И этот выбор был бы всегда в пользу ребенка, с учетом его потребностей, возможностей. И ни в коем случае не во вред здоровью, образованию, будущему. – Учителей и традиционное обучение заменить невозможно, – согласна директор лицея Людмила Звонникова. – Конечно, во время видеоуроков, когда учитель рассказывает и показывает на доске, можно понять тему. Но урок состоит не только из объяснения нового материала, здесь множество различных форм работы. Есть такое понятие, как «коллективный ум». Если, сидя дома, ребенок что‑то не разобрал, то в классе, слушая учителя, одноклассников, он включается в коллективную деятельность и начинает лучше понимать. Кроме того, нужна обратная связь, вопросы и ответы. Если на онлайн-платформе будет массовая аудитория, то кто сможет ответить на вопрос каждого? Электронные ресурсы – отличный дополнительный материал для изучения того или другого предмета. Учителя старших классов во время очного обучения часто пользуются ими, чтобы давать детям задания на более высоком уровне. Так что проект не подразумевает уход от традиционной школы. Цифровизация образования – это большой комплекс мероприятий, который проводит государство для улучшения качества образования: это и проведение высокоскоростного Интернета в школы, и обеспечение оборудованием, и уже известная всем система электронных дневников, где родители могут в любой момент – а не как раньше раз в месяц на родительском собрании – посмотреть оценки своего ребенка, уточнить домашнее задание. – Действительно, в рамках нацпроекта «Образование» идет оснащение учебных заведений новой компьютерной и демонстрационной техникой, которая нужна для современного очного (традиционного) обучения в стенах школы, – подтверждает старший консультант комитета образования, науки и молодежной политики Волгоградской области Ольга Балакшина. – Это ноутбуки для учеников, учителей, управленческого персонала. Также проект предусматривает повышение цифровых навыков учителей и преподавателей, которые нужны для работы в современной школе. С 2019 года уже оснащены 119 школ и 9 ссузов. Стоит отметить, что в новом образовательном пространстве особая роль отводится школьной библиотеке. С 2014 года в Волгоградской области идет работа по внедрению новой инфраструктуры для чтения – создан 71 школьный информационно-библиотечный центр. Для комфортного размещения посетителей организованы обособленные зоны; обеспечен выход в Интернет с компьютеров, расположенных в читальных залах; есть возможность подключения собственных устройств через школьную сеть Wi-Fi. И это все – тоже часть цифровой образовательной среды, без которой уже невозможно представить качественное современное обучение. В информационно-библиотечных центрах всем ученикам и учителям открыт доступ к электронным версиям более 6,5 тысячи программных художественных произведений, к литературе для внеклассного чтения, книгам патриотической направленности. В 2020 году откроется еще 10 новых центров и 38 библиотек будет модернизировано. Таким образом, всего в регионе будет 119 современных информационно-библиотечных центров. 2. Качество образования упадет – Качество образования регламентируется стандартом, нормативами и критериями, определяется внешней и внутренней оценкой, – объясняет Лариса Тропкина. – Его падение недопустимо! – Знаете, во время дистанционного обучения у многих ребят улучшилось качество образования, это отметили и родители, и учителя, это видно по оценкам за четвертую четверть, – говорит Людмила Звонникова. – Это были те дети, чьи мамы и папы находили время после работы и проверяли классную и домашнюю работы. Родители увидели слабые места и пробелы в знаниях и дополнительно объясняли и прорабатывали эти темы. Но существуют семьи, в которых нет возможности помочь детям. Например, родители в командировках или у них сложности с этими предметами. Я учитель физики и математики и, если мне дать сейчас задачи по химии, я их не решу сразу, мне нужно будет вспоминать и погружаться в это, а не у всех есть время. И вопрос: к кому обращаться за помощью? У учителей во время дистанционного образования была очень большая нагрузка, им приходилось проверять и классные работы, что они обычно не делают, и домашние. Мы столкнулись с тем, что из‑за высокой нагрузки у педагогов ухудшилось зрение. Дети тоже проводили много времени за компьютером: 20 минут длится каждое занятие, перерыв, а потом опять занятие. В день 5‑6 уроков. Кроме того, им после занятий интересно поиграть на гаджетах, посмотреть телевизор, и все это – дополнительная нагрузка на зрение. Так что дистанционное обучение останется всего лишь как временная мера, если, не дай бог, повторится ситуация с пандемией, или для отдельных категорий детей – с ограниченными возможностями здоровья или учеников, получивших травму, которые пока не могут посещать школу. 3. Не смогут учиться дети из мало-обеспеченных семей, которые не могут обеспечить каждого школьника компьютером или гаджетом – На время дистанционного обучения учебные заведения по договору выдавали малообеспеченным семьям компьютеры домой, – отмечает Людмила Звонникова. – Но все‑таки мы надеемся, что с соблюдением всех санитарно-эпидемиологических норм дети вернутся в школу 1 сентября и получат традиционное образование. Здесь контроль, коллективная деятельность, живое общение с учителем. 4. Возникнут сложности с организацией учебного процесса: учителя не справятся (особенно возрастные), будут перебои с Интернетом, работой сайтов и прочее. – Учителя – это особенные люди! – улыбается Лариса Тропкина. – Они справятся со всем! Только к ним надо относиться с уважением, доверять, помогать, оберегать… И даже защищать! Практически все учителя в невероятно трудных условиях справились с задачей. И даже те, про кого вы говорите «особенно возрастные», по ходу дистанционного обучения освоили онлайн-форматы. И все‑таки умение работать дистанционно – не главная компетентность педагога. Интернет – это всего лишь одно из средств обучения. На мой взгляд, по‑прежнему важна сама личность педагога, способного понять ребенка, научить уму-разуму, научить учиться самостоятельно, привить различные навыки и воспитать настоящего гражданина. А что касается перебоев с Интернетом, работой сайтов и прочее – это не должно влиять на обучение. Ведь с таким же успехом может выключиться свет в аудитории, могут отключить воду в школе. Это все факторы, которые не зависят от нас. И что об этом говорить? Будут перебои, будем решать, что с этим делать. Например, на одном из конкурсов «Педагогический дебют» все участники в своих уроках собирались использовать интерактивные доски. А конкурс проходил в «Школе здоровья», где намеренно отказались от всяких технических средств. В тот год победили те молодые педагоги, которые сумели быстро сориентироваться и перестроить свои уроки. В пятерке победителей была и наша учитель математики Мария Кокорева. Знаете, в последнее время, как и прежде, самым действенным средством обучения и воспитания является беседа. Простое человеческое, душевное слово ценнее цифры! Имеется в виду цифровизации. Сократовский метод жив! Беседы, дискуссии, диалоги Сократ рассматривал как средство, с помощью которого можно содействовать «рождению» истины в голове собеседника. Так что еще до нашей эры был изобретен главный метод познания, поиска. И, думаю, отказаться от него мы не сможем: только в социуме, общении формируется личность. – В нашем лицее нет проблем с этим, все педагоги подготовлены, – уверяет Людмила Звонникова. – Перебои с Интернетом – да, были небольшие. В планах нашего учреждения подключить высокоскоростной канал. 5. Дети разучатся общаться вживую и полностью уйдут в виртуальный мир. – Допустить этого нельзя! – считает Лариса Тропкина. – Общение, как я уже отметила, самое главное достояние человечества. Без него невозможно чувствовать себя живым (не моя мысль, но очень верная). Поэтому сегодня нужно не противиться дистанционному обучению, а создавать все условия для общения. Неумение общаться, по‑моему, сейчас главная проблема нашего общества. – Естественно, детям нужно общение, – согласна Людмила Звонникова. – При дистанционном обучении они могли общаться и виртуально – в мессенджерах и скайпе. Но вот что я заметила: за время самоизоляции дети так соскучились по живому общению, что сейчас по вечерам очень много подростков стоят и разговаривают, а не сидят в телефонах, как раньше. Вероника Скворцова. © Фото: ИД «Волгоградская правда» / архив.

Вернутся ли дети в школьные классы, рассказали волгоградцам
© Вечерний Волгоград