Воспитание школьников стало государевой задачей 

Воспитание школьников стало государевой задачей
Фото: Парламентская газета
Через год ученики пойдут в школу не только за знаниями, но и за нравственными ориентирами. Закон, который сделает воспитание неотъемлемой функцией образования в детских садах, школах и вузах, был одобрен на пленарном заседании 24 июля. Как учителя будут «сеять разумное, доброе, вечное», разбиралась «Парламентская газета».
Никаких нравоучений не будет
Закон, который разработал Президент России , уточняет понятие воспитания, конкретизируя, какие чувства и установки нужно прививать молодому поколению. Согласно ему, школьникам и студентам на уроках и лекциях будут объяснять, почему необходимо уважать старших, честно трудиться, бережно относиться к природе, изучать культурное наследие народов , чтить подвиги защитников Отечества, соблюдать законы и, конечно, быть патриотами своей страны.
«Наконец-то эта важнейшая тема — сочетание образования и воспитания, с акцентом на воспитание, — становится государевой задачей», — пояснила цель президентской инициативы закона спикер Совета Федерации .
Этот закон продолжает логику поправок в Конституцию, которые определяют политику государства по отношению к детям. В новых положениях Основного закона, в частности, отмечается, что государство должно обеспечивать всестороннее духовное, нравственное, физическое и интеллектуальное развитие детей, воспитывать в них патриотизм и гражданскую ответственность.
Технически воспитательная работа будет строиться на основе календарных планов и рабочих программ. Разрабатывать их школы и вузы должны самостоятельно, при желании к ним могут присоединиться ученики и родители, и образовательные учреждения обязаны считаться с их мнением.
В ходе обсуждения документа сенатор выразила беспокойство, что всё сведётся к военно-патриотической муштровке детей. «Лучший школьный предмет, который воспитывает патриотизм — это история. Поэтому не сбор автоматов Калашникова, а именно увеличение предмета истории, нашей отечественной истории, мне кажется, должно быть основой воспитания», — считает она.
Лучший школьный предмет, который воспитывает патриотизм — это история Впрочем, принятый сенаторами закон как раз отвечает её пожеланиями: он предписывает использовать в воспитательной работе потенциал учебных предметов. «Воспитание должно быть на уроках истории, литературы, русского языка, это должна быть комплексная работа», — подтвердил присутствовавший на заседании министр просвещения . Ранее министр обещал парламентариям, что оценки «за патриотизм» школьникам ставить точно не будут.
Закон вступает в силу с 1 сентября этого года, но внедрить его требования в учебные программы школы и вузы должны к следующему учебному году. И сейчас перед властями стоит задача сделать так, чтобы не превратить воспитание детей в формализм и нравоучения, убеждена Валентина Матвиенко. Особого внимания, по её словам, требует подготовка учителей к новым задачам. «Приучить педагогов к тому, что они будут нести ответственность и за воспитание, будет непросто. Сегодня учитель — „урокодатель“, отчитал свои часы и ушёл, дальше его ничего не интересует. Нужно менталитет менять, психологию», — полагает она.
Как воспитывала детей советская школа
Концепция советской школы строилась на трёх китах: коллективизм, самоуправление, труд. Главный теоретик коммунистической педагогики считала, что коллективные методы обучения помогают ребёнку осознать себя частью целого, но при этом и развить свои индивидуальные черты и навыки, а через самоуправление дети учатся брать на себя ответственность и сообща решать насущные вопросы.
При школах создавали мастерские, учебные заведения прикрепляли к предприятиям, совхозам и колхозам, где дети могли на практике познакомиться с отраслями производства. Октябрята и пионеры брали шефство над стариками и детьми, озеленяли города, убирали в парках, собирали металлолом. Важным принципом воспитания была связь школы, общества и семьи. На классных руководителей прямо возлагалась задача добиваться «единства педагогических требований к учащимся со стороны школы и семьи». Этот пункт отражён в Уставе средней общеобразовательной школы, утверждённом Советом Министров СССР 8 сентября 1970 года.
Впрочем, порой воодушевляющие инициативы советского руководства скатывались к пустой формальной работе и откровенной «обязаловке». Особенно заметно это было в последние годы существования СССР. Не в последнюю очередь это сказалось на том, что в законе «Об образовании в Российской Федерации» от 1992 года, а затем и в новом законе от 2012 года функция воспитания в образовательной системе была практически выхолощена. Задачи по формированию духовно-нравственной личности ставились только в общих требованиях к содержанию учебного процесса, и практически нигде не раскрывались
Видео дня. Хилькевич захейтили за признание о пережитых домогательствах
Комментарии
Читайте также
Новости партнеров
Новости партнеров
Больше видео