Ой, отцвел Калина. Станут ли школы Москвы лучше после ухода одиозного чиновника
Евгений Бунимович рассказал Sobesednik.ru, как изменятся столичные школы после ухода одиозного руководителя всей системы. 22 июля казавшийся уже бессменным глава столичного образования Исаак Калина подал в отставку. Его место занял бывший заместитель столичного чиновника Александр Молотков. Что это: почетная отставка или смена курса образовательной системы Москвы? Поводов для того, чтобы отстранить Калину от руководства школами, за 10 лет накопилось множество. Были и родительские протесты, и многочисленные жалобы. Но все это Калина легко переваривал, оставаясь у руля департамента. А после провала электронной системы МЭШ, которая не прошла весной проверку коронавирусом, казалось бы, все, его отставка – дело решенное. Но и тут нет. Заявление он написал по собственному желанию, в связи с переходом на другую работу (теперь будет советником мэра Сергея Собянина. – Прим. Sobesednik.ru). – Неужели просто по возрасту (Калине скоро исполнится 70 лет)? – интересуюсь у главы комиссии по образованию Мосгордумы Евгения Бунимовича. – Думаю, это было главной причиной, – отвечает депутат. – Об этом шла речь. – А не главной? – Трудно сказать… Калина, конечно, вызывал много негативных реакций – и со стороны родительского сообщества, были претензии к его реформам (но все это не сейчас, а раньше). Мне представляется, что его отставка готовилась. – Вы сами в прошлом педагог. Какая, на ваш взгляд, из реформ Калины была самой одиозной? – Конечно, самая спорная, самая сомнительная – это объединение школ. По сути такая централизация происходила практически во всех сферах (и в здравоохранении, и в культуре и т.д.) и во всех регионах. Но, пожалуй, именно Исаак Калина стал символом этого явления, поскольку делал это очень энергично, если не сказать жестко. В Москве это объединение под одной «шапкой» 5-8 школ и детских садиков было доведено практически до конца, нередко поспешно, и не всегда логично. И очень много было претензий к новой системе. Калина выстроил жесткую систему, которая не совпадает с моими педагогическими представлениями и идеалами. Но он реализовал именно то, как он думает. Это правда. Он ведь это делал не только потому, что ему так велели. В этом смысле он – первый ученик. – Ему приписывают фразу о том, что в хорошем рассоле и большой, и маленький огурец станут одинаково хорошо просолены (так он отвечал на претензии родителей, когда объединяли передовые школы с отстающими). То есть усредним всех детей. Это – его педагогический идеал? – Не люблю кидать вслед камни. И если говорить объективно, у Калины были не только минусы. Ведь победителей Олимпиад и впрямь стало в Москве больше, и результаты ЕГЭ стали лучше, как и результаты всех этих международных срезов, типа PISA, PIRLS, TIMSS… Все это правда. Но есть и оборотная сторона. За всеми этими рейтингами, за вот таким формальным слежением пропадает то, что называется атмосферой школы. Ведь если большой комплекс, неизбежно происходит усреднение. Дети получают меньше внимания. Особенно трудно тем, кто относится к сложным категориям – с проблемами здоровья, дети из трудных семей, семей мигрантов… И, кстати, обратите внимание, такие дети практически никогда не становятся победителями олимпиад, они не приносят школе рейтинги (на которые сейчас обращают много внимания). И, конечно, к ним педагоги относятся с меньшим вниманием. Хотя именно такие дети как раз и нуждаются в особом подходе. Ну, и наконец вертикаль сегодня выстроена довольно жесткая. Не случайно учителя и директора гораздо меньше открыто высказывают то, что думают. – Как ни крути, Калина все же был педагог по образованию. А новый глава департамента – совсем из другой сферы. Судя по его биографии, ему все равно, чем управлять: строительством, банками или школами… – Безусловно, Калина разбирался в вопросах образования: он сам и преподавал, и был директором школы, всю жизнь в образовании. В этом смысле он человек идеологический: повторюсь, он строил такую систему, какая ему представлялась наиболее оптимальной. Он так видит школу. Мы с ним по этому поводу спорили. Что касается его заместителя Молоткова, который теперь стал главой департамента, тут сложно что-то сказать. Я с ним, конечно, сталкивался на каких-то совещаниях, общался по некоторым вопросам… Но мне трудно составить о нем мнение. Видите ли, Исаак Калина строил жесткую вертикаль, и все его сотрудники проводили его политику. И, поскольку эта вертикаль уже выстроена, то увидеть, будет ли Молотков последователем шефа, можно только со временем. Естественно, сейчас он говорит, что будет продолжать дело своего экс-руководителя. А как там окажется в жизни… Посмотрим. наша справка Александр Молотков родился 29.01.1970 г. в Харькове, с 1972-го постоянно живет в Москве. В 1993-м окончил Московский инженерно-строительный институт им. В.В. Куйбышева. В 1995-м Московскую школу ценных бумаг. В 2012-2014 гг. учился в Московском городском университете управления правительства Москвы. Работал в сфере строительства жилых и социальных объектов Москвы и Нижневартовска, 10 лет трудился в банковской сфере. В 1998-м его пригласили на работу в Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, где занимался вопросами стратегии развития системы господдержки малого бизнеса. В департамент образования Москвы пришел в 2011-м на должность замначальника управления, работал над госпрограммой «Столичное образование», занимался вопросами развития государственно-общественного управления в образовании. В июле 2015-го назначен на должность начальника управления координации госпрограммы департамента В апреле 2017-го стал заместителем Исаака Калины.