Панды, люди и божественное творение: как Дарвин проигрывал в судах

Кого судил «обезьяний процесс», по каким учебникам преподают креационизм и политкорректна ли теория, рассказывает новый выпуск рубрики «Шноблевская премия – это серьезно». 1999 год. Начинают работу два новых мощных телескопа — Subaru в Японии и Gemini North на Гавайских островах c зеркалами более восьми метров в диаметре; открыта крупнейшая в мире бактерия Thiomargarita namibiensis (ее длина может достигать 0,75 мм — бактерию видно невооруженным глазом); запущен проект SETI@home по поиску внеземной жизни путем анализа сигналов с радиотелескопов; американские астрономы открывают карликовую галактику Кит; Болгария присоединяется к Европейской ассоциации ядерных исследований (CERN); антропологи находят останки кениантропа — «кенийского человека», жившего около 3,2 – 3,5 миллионов лет назад; Советы по вопросам образования американских штатов Канзас и Колорадо предписывают исключить преподавание теории эволюции Дарвина из обязательной школьной программы. Именно они и стали лауреатами Шнобелевской премии 1999 года в номинации «Образование» с формулировкой «за постулирование, что дети не должны верить в теорию эволюции Дарвина больше, чем они верят в теорию гравитации Ньютона, теорию электромагнетизма Фарадея и Максвелла или теорию Пастера о том, что микробы вызывают болезни». Справедливости ради нужно отметить, что власти Канзаса и Колорадо не вводили прямого запрета на преподавание теории эволюции: в Канзасе предписали исключить ее из обязательной программы государственных общеобразовательных школ (таким образом школы могли самостоятельно определять, что говорить детям на уроках биологии: что люди и прочие живые существа — это продукт миллионов лет эволюции, или же что все живое было сотворено Богом), а в Колорадо сошлись на мнении, что преподавать теорию эволюции в целом можно, вот только к людям это неприменимо — процесс касается всех живых существ, кроме человека. По мнению председателя Совета по вопросам образования Колорадо Клэра Орра, «это — вопрос политкорректности». Основатель Шнобелевской премии Марк Абрахамс прокомментировал: «Это довольно странная мысль, потому что везде — за исключением заседаний колорадского Совета по вопросам образования — эволюция, как гравитация и электромагнетизм, — вопрос науки, а не политики». На первый взгляд кажется, что это не такая уж и серьезная проблема: не могут же здравомыслящие директора школ в 1999 году принять решение в пользу преподавания школьникам теории креационизма и учить их вере в божественное сотворение мира? Могут, и еще как. На самом деле дебаты на тему происхождения человека не утихают уже много десятилетий и продолжаются до сих пор — и не только в США. Начать стоит с 1925 года. В истории науки этот год отмечен, среди прочего, формулированием первой последовательной квантовой теории Гейзенберга, Борна и Иордана; открытием рения, 75 элемента таблицы Менделеева (к слову, редкий случай, среди первооткрывателей была женщина — Ида Ноддак); первой демонстрацией телевидения (тогда еще механического); а также принятием в штате Теннесси закона под названием «акт Батлера». Акт запрещал преподавать в государственных школах и университетах «любую теорию, отрицающую историю божественного творения человека, как тому учит Библия, и вместо этого преподавать, что человек произошел от низших животных». Проект закона был подготовлен членом палаты представителей Теннесси, фермером Джоном Вашингтоном Батлером. Законопроект успешно прошел слушания, и 21 марта 1925 года был подписан губернатором Теннесси Остином Пеем. Исследователи пишут, что Пей на самом деле хотел таким образом приобрести поддержку сельских жителей, надеясь, что закон не окажет реального влияния на содержание школьной программы. Как бы то ни было, реакция общества последовала незамедлительно. Американский союз защиты гражданских свобод согласился проспонсировать судебный процесс с целью оспорить в суде конституционность акта. Штат, в свою очередь, должен был найти педагога из Теннесси, который сможет выступить в качестве ответчика. Им стал Джон Скоупс, учитель из небольшого городка Дейтон — необычным судебным процессом власти города решили привлечь к Дейтону внимание общественности. Дело «Штат Теннесси против Джона Томаса Скоупса» стало известным под названием «обезьяний процесс» — впервые в истории США заседания суда транслировались по радио. Процесс длился восемь дней, показания дали десятки человек: христиане, атеисты, агностики, ученые и священники. Присяжным потребовалось всего девять минут, чтобы вынести вердикт: Скоупс был признан виновным в преподавании теории эволюции, а значит, в нарушении акта Батлера. Судья обязал учителя выплатить штраф в размере 100 долларов — около 1500 долларов в переводе на современные деньги. Казалось, цель властей была достигнута — к анти-эволюционному закону удалось привлечь внимание всей страны. Процесс освещали ведущие американские газеты и радиостанции, о нем говорили повсюду. После решения суда адвокаты Скоупса обжаловали приговор и выиграли дело, но не потому, что акт Батлера был признан антиконституционным, а из-за процессуальных нарушений: размер штрафа — 100 долларов, назначил судья, а он не имел права без одобрения присяжных накладывать штрафы в сумме более 50 долларов. Так что глобальная задача не была решена. Акт Батлера оставался в силе до 18 мая 1967 года — отменил его губернатор Теннесси Бафорд Эллингтон после нового судебного процесса, в ходе которого учитель Гэри Скотт отстаивал свое право на преподавание теории эволюции. Скотт апеллировал к Первой поправке Конституции США, гарантирующей свободу слова. Теннесси стал не последним штатом, в котором горели споры между эволюционистами и креационистами. В начале 1980-ых годов некоммерческая христианская организация «Фонд мышления и этики» начала работу над учебником «Биология творения», который, по замыслу авторов, должен был освещать обе точки зрения. Книга, однако, получилась однобокой. В 1987 году Верховный суд США постановил, что преподавание креационизма в школах нарушает право каждого человека на свободное вероисповедание, при этом преподавание альтернативных научных теорий о происхождении человека было разрешено. «Биология творения» сменила название на «О пандах и людях», а слова «творение» и «креационисты» превратились в «разумный замысел» и «сторонники теории разумного замысла». Суть книги осталась неизменной. Учебник был опубликован в 1989 году, на протяжении следующих полутора десятка лет были проданы десятки тысяч экземпляров, а идеи креационизма стали активно обсуждаться в обществе. Лауреаты Шнобелевской премии в области образования — штаты Канзас и Колорадо — стали лишь частью общего тренда. В некоторых штатах (Калифорния, Айдахо, Флорида, Пенсильвания) предпринимались попытки включить книгу в школьную программу, но эти решения удалось оспорить в суде. Так, по пути креационизма в 2004 году пошел Совет по образованию округа Дувр (штат Пенсильвания) — в классах появилась «О пандах и людях», а учителей биологии обязали говорить детям, что эволюция — лишь теория, а не факт. Преподаватели отказались это делать, поэтому заявление зачитывали представители школьной администрации, специально приходившие в класс. В конце 2005 года суд обязал исключить учебник креационизма из школьной программы Пенсильвании, но даже сегодня, во втором десятилетии XXI века, в ряде штатов США преподавание креационизма (или альтернативных теорий происхождения человека) не запрещено на законодательном уровне. Как обстоят дела в других странах? В целом неплохо — подавляющее большинство государств придерживается теории эволюции Дарвина, однако отдельные споры все-таки иногда вспыхивают. В 2006 году министр образования Польши Мирослав Оржеховский заявил, что теория эволюции — это ложь, а в 2004 году в Сербии в течение недели преподавание эволюции было разрешено лишь при условии, что учителя будут также рассказывать детям и о креационизме (спустя неделю решение было отменено под давлением общественности). В 2006-2008 годах в России состоялся судебный процесс, на котором истцы — школьница Мария Шрайбер и ее отец Кирилл Шрайбер — выступили против Министерства образования России и Комитета по образованию Санкт-Петербурга, обвинив их в нарушении прав человека «путем безальтернативного навязывания теории Дарвина» в школах. Правда, один из авторов искового заявления — Антон Вуйма, друг Кирилла Шрайбера и PR-агент — заявил, что процесс был демонстрационным и представлял собой рекламу его PR-агентства, которое предлагало услуги по организации или срыву митингов и акций протеста. Несмотря на это, российский «обезьяний процесс» спровоцировал реакцию многих ученых мирового уровня, например, лауреата Нобелевской премии по физике 2003 года Виталия Гинзбурга. Суд, кстати, постановил, что в дарвиновской теории нет ничего оскорбительного для чувств верующих и отказал в иске. А что же стало с лауреатами премии 1999 года? Спустя год после получения награды Совет по образованию штата Канзас был переизбран: жители проголосовали за новых кандидатов, которые пообещали вернуться к научным стандартам школьного образования. В 2005-2007 годах состоялась еще одна схватка на правовом поле — так называемые «канзасские эволюционные слушания», во время которых член Совета по образованию Кэти Мартин заявила: «Доказано, что теория эволюции неверна, а теория разумного замысла научно обоснована и поддержана фактами». Креационисты снова проиграли, но битва еще идет — последний суд по этому вопросу в штате прошел в 2016 году (наука опять победила). В Колорадо ситуация менее радужна: там в некоторых школах до сих пор преподается теория божественного происхождения человека. Понравился материал? Добавьте Indicator.Ru в «Мои источники» Яндекс.Новостей и читайте нас чаще. Подписывайтесь на Indicator.Ru в соцсетях: Facebook, ВКонтакте, Twitter, Telegram, Одноклассники.

Панды, люди и божественное творение: как Дарвин проигрывал в судах
© Индикатор